ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
930
Неменее
важнуюроль
внаучномисследованиииграют иррациональные
(
лат
. irrationalis -
неразумное
)
по
своейприроде установки
типа
красоты
,
этическихнорм
,
универсальной
гармониии
т
.
д
.
Именноони
открывают
ученомуновые
возможности
визменении
егопозициипо
отношению
кмиру
,
обществуи
самомучеловеку
.
Приданномподходе
вмедицине
эта
концепция
помогает
врачувступить
в более
глубокий
социально
-
психологический
контакт
со
своимпациентом
,
обеспечив
ему
состояние душевногои
физического
комфорта и
,
как
следствие
, –
здоровья
.
За последние
годыпроблема
соотношения рационализма ииррационализма
в
науке имедицине приобрела особую
актуальность
.
Диалектическое
единство
«
материиидуха
»
проявляетсяи
вмедицине
.
Материальная компонента
такого
единства
вмедицине описывается рациональными
средствами
,
а
духовная
-
иррациональными
,
т
.
е
.
интуитивными
.
Истина обнаруживается
только
в
случае
,
когда достигается
синтезмеждуними
.
Так
,
французский
клиницистА
.
С
.
Залманов
,
заявляет
: «
Малейший
терапевтический
акт
,
даже
самыйнезначительный
,
имеет
важные биологическиепоследствия
,
вызывает
сложные химические
явления
…
Врачбудущегодолженизучать
многозначительнуюценность
этихмельчайших
явлений
.
Ондолжен
знать
,
чтоможнобыть
великим
экспериментатором
,
никогда не
вскрывниодного
кролика
».
Такимобразом
,
медицинское научное познание
естьпроявление разумности
,
соотнесенной
спредметной
реальностью
,
а не
с некой
трансцендентной
действительностью
.
Ведьмедицинскаянаука
есть
самая практичная
рациональнаяформа познания человекаипричин
его
заболеваний
,
поэтому
онанаправляет разумна поискистин
,
связанных
с обеспечением
здоровья
людей
.
Фундаментальные чертыназванной
рациональностиотражены
в
процессах
конструирования
знаний
человекаи
его бытия
,
составляющеймир