k421 - page 926

ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
926
образ
смертии
стремится убедить
его
,
что
всё былонапрасно
.
Вспомнилли
Иисус опрозрачныхродникахГалилеи
,
где онмог бы
утолить
своюжажду
,
о
виноградниках
,
деревьях
,
под
которыми
онмог бы
сидеть
,
юных девушках
,
которыеможет быть
согласились быполюбить
его
?» [7]
Несомненный
вклад
вформированиемировоззренияБетховена
вфилософскомплане
внесли
такиемыслители
какКантиГегель
.
Композитора даже называли
«
Кантом
в
музыке
».
В
его
записной
книжке даже былипроцитированные
следующие
словаКанта
: «
Нравственный
закон
внутринас и
звёздноенебонаднами
».
ВысшимпринципомморалидляБетховена был
категорическийимператив
Канта
: «
Поступай
так
,
чтобымаксима
твоей
воли
всегдамогла быть
вместе
с
темипринципом
всеобщего
законодательства
», «
Действуй
так
,
чтобы
ты
никогда не относился
к человечеству
,
как
в
твоемлице
,
таки
в лице
всякого
другого
,
только
какк
средству
,
но
всегда
в
тоже
время и
как
кцели
».
[8]
ЗначениефилософииГегеля
в
творчествеБетховена определяется
тем
,
что
немецкойфилософии
XIX
в
.
свойственно
абстрактноемышление
,
обобщенно
-
философское осмысление действительности
,
что
сближает
ее
с
инструментальноймузыкой
,
где изображено
обобщение
явлений
реальности
.
Внемецкоймузыкемиридейполучил
воплощениеи
развитие
в обобщенном
симфонизме
.
И
вершиной
егобыл
симфонизмБетховена
.
Например
«
девятая
симфония
»
Бетховена отразилафилософские
,
этические
,
социальные
воззрения человечества ипроблемумироздания
.
Ее
гуманистическаяидея
мечта о
единении
человечества
.
Еефилософская
концепция
рождена
просветительскимиидеямиЛессинга
,
одойШиллера
,
где
«
все люди
становятсябратьями
».
Нельзя представить
«
девятую
симфонию
вне
связей
с
немецкой
классическойфилософией
,
ибо
черезШиллера
,
Бетховенпришели
кКанту
,
привлекшего
его
учениемоб
этике
. [9]
Гегеля иБетховена
объединяет развитие диалектическихпринципов
:
еслиГегельпереносит
противоречиемеждуразумомидействительностью
в
сферумысли
,
то
Бетховен
стремится разрешить
этопротиворечие
в
самойдействительности
,
слить разумноеначало
человека
с
внутренней
логикой
саморазвитиямира
;
1...,916,917,918,919,920,921,922,923,924,925 927,928,929,930,931,932,933,934,935,936,...1304
Powered by FlippingBook