ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
948
И
.
Кант
же
,
рассматривая
этику
как
науку
,
считал
,
что
моральные
нормы
должны
носить
всеобщий
характер
,
они
априорны
и
абсолютны
.
Например
,
если
«
не
лгать
» -
то
никому
,
никогда
и
ни
при
каких
условиях
.
Но
человеческая
воля
руководствуется
не
только
разумом
,
на
неё
влияют
и
многие
эмпирические
обстоятельства
:
польза
,
выгода
,
страх
и
т
.
д
.
Вывод
Канта
:
только
категорический
императив
может
дать
безусловный
и
точный
совет
.
В
этом
«
драма
»
нравственности
по
Канту
–
человек
не
может
не
стремиться
быть
честным
,
порядочным
,
добродетельным
,
но
жизнь
,
реальность
вынуждают преступать
требования
категорическогоимператива
.
Обращает
внимание
история
,
рассказанная
самим
Кантом
о
том
,
как
ему
удалось
,
не
прибегая
ко
лжи
,
ввести
в
заблуждениеФридриха
-
Вильгельма
II.
Последний
потребовал
от
Канта
,
чтобы
тот
воздержался
от
критики
христианства
в
тот
момент
,
когда
Кант
считал
своим
долгом
публично
излагать
своимысли
в
отношении
религии
.
Кант понимал
,
что
непослушание
может
обернуться
для
него
неблагоприятными
последствиями
.
И
тогда
он
,
зная
,
что
дни
Фридриха
-
Вильгельма
сочтены
,
написал
ему
послание
: «
Как
верноподданныйВашегоВеличества
,
я
в
будущем
полностью
прекращаю
все
публичные
лекции
или
выступления
по
вопросу
религии
,
будь
то
естественная
религия
или
религия
откровения
».
Прусские
цензоры
и
король
восприняли
эти
слова Канта
как
обещание
навсегда
отказаться
от
публичного
изложения
своихмыслейпо поводурелигии
,
в
то
время
какКант
отказался
от
этого
лишь
в
качестве
верноподданного
Фридриха
-
Вильгельма
II.
И
сразу
после
смерти
последнего
посчитал
себя
свободным
от
данного
обещания
.
Таким
образом
,
Канту
удалось
,
не
произнося
ложных
утверждений
,
а
значит
,
не
прибегая
ко
лжи
и
не
нарушая
обязанность
правдивости
,
ввести
прусских
цензоров
в
заблуждение
,
что
полностью
его
удовлетворяло
и
не
порождало
никакихморальных
сомнений
.
Преднамеренный
обман
другого
человека
,
не
предполагающий
произнесения
ложных
утверждений
,
и
ложь
как
вербальное
сообщение
заведомо
недостоверной
информации
,
по
Канту
,
не
тождественны
.
И
если
первое