Одним из важных показателей здоровья населения является показатель
детской инвалидности. По этому показателю можно судить о качестве и
доступности медицинской помощи, об эффективности профилактических
мер и медико-социальном благополучии общества. Частота таких грозных,
инвалидизирующих состояний, как церебральный паралич, умственная
отсталость и других неврологических расстройств остается высокой - 1,5-2,5
на 1000 родившихся живыми [75]. Нарушения физического и нервно
психологического развития выявляются у 26,4% детей первого года жизни.
Среди них у 20,4% детей отмечаются легкие функциональные нарушения
ЦНС (повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, преходящие
мышечные дистонии, задержка темпов моторного развития, нарушения сна),
а у 5,9% - врожденные отклонения со стороны нервной системы в виде
гемипареза,
гипертензионно-гидроцефального
синдрома,
задержки
двигательного и предречевого развития [1, 152]. Литературные данные
свидетельствуют о том, что внутриутробные инфекции способны вызывать
тяжелые поражения, прежде всего ЦНС [6, 33], что подчеркивает большую
социальную значимость данной проблемы.
Несмотря на определённые достижения в области медицины, на
сегодняшний день вопрос об этиологии поражения головного мозга у
конкретного новорождённого пока нельзя считать решённым [128]. Причины
формирования патологии нервной системы в перинатальный период
разнообразны.
В настоящее время группой ведущих специалистов России предложена
рабочая классификация перинатальных поражений нервной системы. [63].
Современная классификация перинатальных поражений нервной системы у
новорожденных,
в
отличие
от раннее
используемого
термина
«энцефалопатия», отражающего только период воздействия патологических
факторов и общее понятие о мозговой дисфункции, предусматривает
подразделение неврологических нарушений периода новорожденности на 4
основные группы в зависимости от ведущего механизма повреждения: I -
12