523
Некоторую
,
но
не
всю
.
Правда
Сиорана
заключается
в
том
,
что
в
человеческой
душе
зло
и
зависть
есть
и
всегда
были
.
Но
способы
их
преодоления
,
предложенные
Сиораном
,
нам
представляются
неприемлемыми
.
Да
,
наше
животное
начало
неотделимо
от
нас
.
Зависть
,
жестокость
,
злость
–
являются
отголосками
естественного
отбора
.
Рудиментами
инстинкта
выживания
.
И
если
зверюнеобходимо
быть
сильнее
,
яростнее
других
,
чтобы
выжить
(
теорию
эволюции
еще никто не
отменял
),
то
человеку
,
чтобы
стать
Человеком
,
вряд
ли
надо
уподобляться
зверю
.
Мы
живем
в
гораздо
лучшеммире
,
чемжилинаши
далекие предки
,
намне нужно
«
рвать
друг
друга
зубами
»,
чтобы
выжить
.
Нашим
величайшим
оружием
и
величайшим
благом
является
разум
–
именно
он
позволил
нам
отстраниться
от
крови
и
насилия
,
именно
он
посадил
«
внутреннего
зверя
»
на
цепь
,
именно
онпозволилчеловекувозвыситься над
собственнойживотностью
.
Сиоран
предлагает
не
сдерживать
нашей
животной
агрессии
и
тем
самым
решать
проблему
преодоления
внутренней
боли
.
Но
что
в
таком
случае
станет
со
всеми
нами
,
с
нашим
миром
,
нашей
судьбой
,
если
все
перестанут
сдерживать
себя
?
Мы
должны
бросаться
друг
на
друга
,
чтобы
утолить
злобу
,
достичь
успокоения
,
но
какой
смысл будет
в
такойжизни
? «
Зверь
»,
живущий
внутри
,
терзает
нас
самих
,
но
если
выпустить
его
,
он
станет
терзать
всех
вокруг
.
В
таком
случаемир
обреченна
гибель
.
Бог
говорит
: «
Возлюби
ближнего
своего
».
Сиоран
- «
Уничтожь
ближнего
своего
».
Бог
говорит
: «
Не
убий
»,
Сиоран
- «
Рви
на
части
».
Он
противопоставляет
себя
Богу
,
как
будто
хочет
быть
равным
ему
,
как
будто
тот
чем
-
то
его
обидел
.
Каждая
строчка
его
эссе
кричит
: «
Посмотринаменя
,
я
не
понимаю
,
за
что
ты
так
жесток
со
мной
,
но
я
буду
ненавидеть
тебя
,
и
у
тебябудет причина для ненависти
».
Мысленно
ставя
себя
равным
Богу
,
он
как
будто
противопоставляет
себя
человечеству
,
Сиоран
говорит
«
мы
»,
но
в
его
устах
это
звучит
как
-