750
Рис
. 2
Динамика уровня
агрессивныхпроявленийдоипосле
арт
-
терапевтического
занятия
Такимобразом
,
гипотеза о
том
,
что
коррекция
агрессивности
возможна
в
условиях
реализации
техник
арт
-
терапии
,
подтвердилась
.
Наиболее
полезной
арт
-
терапия
оказалась
в
отношении
коррекции
косвенной
,
вербальной
агрессии
,
негативизма
,
вины
и
раздражительности
.
В
отношении
вины
данные
результаты
тренинга
можно
объяснить
тем
,
что
подростки
научились
принимать
свою
личность
,
прощать
себе
проявления
слабости
и
признавать
наличие
у
себя
недостатков
,
с
которыми
можно
бороться
.
Успехи
в
отношении
остальных
снизившихся
значительно
видов
агрессии
объяснимы
тем
,
что
дети
научились
конструктивно
выражать
напряжение
,
накопленное
в
связи
с
негативными
эмоциями
,
используя
для
этого
оптимальные
формы
.
Незначительные
изменения
в
параметрах
физической
агрессии
возможно
связаны
с
тем
,
что
необходимо
проводить
сеансы
терапии
курсом
или
с
тем
,
что
для
ее
коррекции
требуется
не
просто
переосмысление
и
когнитивная
работа
,
но
и
выражение
напряжения
в
теле
через физическую
активность
.
Вероятнее
всего
,
в
данном
случае
подросткам
для
снижения
степенифизической
агрессии можно
порекомендовать
занятия
спортом
или
другой
активной
деятельностью
.
Увеличение
подозрительности
скорее
всего
связано
с
тем
,
что
у
подростков
могло
возникнуть
недоверие
к
незнакомым
людям
,
которые
проводили
занятие
по
арт
-
терапии
и
такое
проявлениеможно
считатьформойпсихологической
защиты
.
5,2
6,7
7,5
3,4
5,7
4,1
8,8
5,5
5,0 4,4
5,8
1,5
4,3 5,0 5,7
4,3
0,0
1,0
2,0
3,0
4,0
5,0
6,0
7,0
8,0
9,0
10,0
До терапии
После
терапии