747
48
человек
(48%)
показали
высокий
уровень
агрессивности
.
Эти
дети
склонны
к
агрессивной
реакции
на
неадекватные
раздражители
.
Агрессивность
носит
деструктивный
характер
,
может
быть
следствием
расстройств
вмотивационной
,
эмоциональной
,
волевой
,
нравственной
сфере
.
Нуждается
в
коррекции
.
Кроме
определения
уровня
агрессивности
важным
является
то
,
в
каких
формах
подростки
ее
выражают
.
В
таблице
1
представлены
виды
агрессивных действий
,
которые используются подростками
.
Таблица
1.
Виды
агрессивныхпроявлений
визучаемой
выборке
Вид
проявле
ния
Физичес
кая
Косвен
ная
Раздражитель
ность
Негати
визм
Обид
а
Подозритель
ность
Вербаль
ная
Чувст
во
вины
Ср
.
балл
5,2
6,7
7,5
3,4
5,7
4,1
8,8
5,5
Наиболее
выражены
у
подростков
такие
виды
агрессивности
как
вербальная
агрессия
,
раздражительность
и
косвенная
агрессия
.
Менее
выраженынегативизм
,
физическая
агрессияиподозрительность
.
Далее
нами
был
проведен
проективный
тест
«
Несуществующее
животное
».
Подростки
,
на
чьих
рисунках
мы
зафиксировали
признаки
агрессивности
(
присутствие
когтей
,
зубов
,
рогов
;
наличие
острых
,
резких
линий
,
преобладание шипов
),
чаще
всего
отвечали
,
что
их животное живет
в
одиночестве
,
в
лесу
,
не
любит
людей
.
Все
обижают
этоживотное
,
и
оно
дает
сдачу
,
рычит
,
кусается
.
Добывает
себе
пищу
в
темноте
или
ночью
,
когда
все
спят
.
Врагов
унегомного
,
он
строит им
ловушки
,
либо
дерется
с ними
.
Днем
животное
обычно
сидит
в
своей
норе
или
доме
,
так
,
чтобы
его
никто
не
увидел
.
Таких
рисунков
впроцентномотношении
56% (56
человек
).
Подростки
,
на
чьих
рисунках
не
видно
признаков
агрессивности
(
в
рисунке
много
мягких
,
плавных
линий
,
у
животного
нет
когтей
,
клыков
,
шипов
,
животное часто
улыбается
)
отвечали
,
чтоихживотное
всемдовольно
,
никого
не
боится
,
имеет много
друзей
и
родственников
.
Врагов
нет
,
а
если
и
появляются
,
то
он
способен
себя
защитить
.
Днем
животное
играет
,
гуляет
,