ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1049
Мотив
—
одно
из
ключевых
понятий
психологической
теории
деятельности
,
разрабатывавшейся
ведущими
советскими
психологами А
.
Н
.
Леонтьевым
и
С
.
Л
.
Рубинштейном
.
Наиболее
простое
определение
мотива
в
рамках
этой
теории
: «
Мотив
—
это
опредмеченная потребность
» [11]
Выделяют
следующие
виды
мотиваций
:
Наиболее
распространенная
классификация
видов
мотиваций
предложена
Н
.
Миллером
(1960).
Он
выделяет первичные
(
низшие
)
мотивации
,
называя их
также инстинктивными
и
висцеральными
.
Действия
организма
по
удовлетворению
потребностей
,
характерные
для
таких
мотиваций
,
определяются
врожденной
программой
поведения
.
К
ним
относят
голод
,
жажду
,
половое
влечение
,
страх
и
другие
.
Вторую
группу
мотиваций
составляют
вторичные
(
высшие
)
мотивации
,
которые
приобретаются
в
течение
индивидуальной жизни
.
Эти мотивы
,
хотя
и
строятся
на
основе
заданных
генетически
потребностей
,
в
значительной
мере опираютсянанакопленныйиндивидуальныйопыт
. [10]
Мотивация
бывает
позитивная
и
негативная
,
она
же
мотивация
«
к
»
и
мотивация
«
от
».
Позитивная
мотивация
,
стремление
,
основывается
на
положительных
стимулах
или
позитиве
,
содержащемся
в
самом
деле
.
На
отрицательных
-
негативнаямотивация
,
избегание
. [9]
Естьмотивация
внешняя
,
естьмотивация
внутренняя
.
Внешняямотивация
—
побуждение
или
принуждение
что
-
то
делать
внешними
для
человека
обстоятельствами
или
стимулами
.[3]
Наряду
с
разнообразными
видами
мотивации
выделяют профессиональнуюмотивацию
.
Профессиональная
мотивация
—
это
действие
конкретных
побуждений
,
которые
обусловливают
выбор
профессии
и
продолжительное
выполнение
обязанностей
,
связанных
с
этой
профессией
.[4]
Наличие
профессиональной
мотивации
играет
не
маловажное
значение
в
процессе
обучения
.
Студенты
отличаются
не
уровнем
интеллекта
,
а
силой
,
качеством
и
типоммотивации
в
учебной
деятельности
.
Можно
утверждать
,
что
высокая
положительная
мотивация
может
восполнить
недостаток
специальных
способностей
или
недостаточный
уровень
знаний
,
умений
и
навыков
.
Однако
в
обратном