ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1050
направлении
компенсаторный
механизм
не
срабатывает
,
то
есть
,
каким
бы
способным
и
эрудированным
не
был
студент
,
без
желания
и
стремления
к
обучению
–
высоких
результатов
онне достигнет
Изучением
профессиональной мотивации
занималисьА
.
Адлер
,
Р
.
Альберти
,
Э
.
Берн
,
Дж
.
Вольпе
,
В
.
Вендланд
,
а
в
нашей
стране
эту
проблему
рассматривали
Василюк
,
В
.
И
.
Гарбузов
,
И
.
В
.
Дубровина
,
С
.
В
.
Ковалев
и
другие
. [6,7]
Итак
,
поговорим
о
профессиональной
мотивации
.
Сейчас
исследователям
уже
не
приходится
сомневаться
в
том
,
что
успеваемость
учащихся
зависит
в
основном
от
развития
учебной
мотивации
,
а
не
только
от
природных
способностей
.
Между
этими
двумя
факторами
существует
сложная
система
взаимосвязей
.
При
определенных
условиях
(
в
частности
,
при
высоком
интересе
личности
к
конкретной
деятельности
)
может
включаться
так
называемый
компенсаторный
механизм
.
Недостаток
способностей
при
этом
восполняется
развитием
мотивационной
сферы
(
интерес
к
предмету
,
осознанность
выбора профессииидр
.),
студент добивается больших
успехов
.
Однако
дело
не
только
в
том
,
что
способности
и
мотивация
находятся
в
диалектическом
единстве
,
и
каждый
из
них
определенным
образом
влияет
на
уровень
успеваемости
.
Исследования
,
проведенные
в
вузах
,
показали
,
что
сильные
и
слабые
студенты
отличаются
не
по
интеллектуальным
показателям
,
а
по
тому
,
в
какой
степени
у
них
развита
профессиональная
мотивация
.
Конечно
,
из
этого
вовсе
не
следует
,
что
способности
не
являются
значимым
фактором
учебной
деятельности
.
Подобные
факты
можно
объяснить
тем
,
что
существующая
система
конкурсного
отбора
в
вузы
так
или
иначе
проводит
селекцию
абитуриентов
на
уровне
общих
интеллектуальных
способностей
.
Те
,
кто
выдерживает
отбор
и
попадает
в
число
первокурсников
,
в
целом
обладают
примерно
одинаковыми
знаниями
.
В
этом
случае
на
первое
место
выступает
фактор
профессиональной
мотивации
;
одну
из
ведущих
ролей
в
формировании
«
отличников
»
и
«
троечников
»
начинает
играть
система
внутренних
побуждений
личности
к