вертикальные (подметающие) и возвратно-поступательные, и круговые, но при
этомтолько 15% детей делали это в течение 2-х минут (р<0,05) (рис. 36).
Таким образом, в процессе гигиенического обучения и воспитания по
методике В.Г. Сунцова у детей младшего, среднего и старшего дошкольного
возраста практические навыки формировались на основе полученных знаний
(уроки здоровья) и практических занятий по обучению методам гигиены
полости рта. Занятия были разнообразны и включали элементы игры. Анализ
динамики позволил установить статистически значимое снижение показателя
ИГна всем протяжении исследования и к концу второго года он составил 1,7 ±
ОД, что соответствует удовлетворительному уровню гигиены (рис. 37). С
учетом того, что полученные знания детьми не закреплялись, их интерес к
чистке зубов не проявлялся, в ходе наших специальных наблюдений был
выявлен недостаточный уровень сформированности навыков по уходу за
полостью рта. Число детей, чистящих зубы дважды в день, в группе младших
дошкольников к концу наших исследований увеличилось на 27% (р<0,05), в
группе детей среднего дошкольного возраста - на
9%
(р>0,05) и в группе детей
старшего дошкольного возраста - на 18% (р>0,05) от фонового. К концу нашего
исследования овладели правилами чистки зубов 20% (р>0,05) детей младшего
дошкольного возраста, 28% (р<0,05) детей старшего дошкольного возраста но
при этом время затрачиваемое на чистку зубов составило не более 1 минуты и
35% (р>0,05) детей старшего дошкольного возраста из которых 15% чистили
зубы в течении 2-х минут.
Таким образом, проведение гигиенического обучения и воспитания по
методике В.Г. Сунцова позволило повысить уровень гигиены только до
удовлетворительного состояния, но не сформировывать навыки по уходу за
полостью рта. Это объясняется тем фактом, что в процессе воспитания по
данной методике не выделены особенности методов обучения, которые на
занятиях
могли бы использоваться в каждой возрастной группе.
162