Анализ наших специальных наблюдений позволил установить степень
сформированности навыков по уходу за полостью рта у детей младшего
дошкольного возраста в процессе гигиенического обучения и воспитания по
методике В.Г. Сунцова. Степень достоверности рассчитывалась по отношению
кисходным показателям данной возрастной группы. На вопрос «Сколько раз в
день ты чистишь зубы?» через 6 месяцев 20% детей ответили два раза в день
(р>0,05), через год их число увеличилось на 12% (р<0,05) и ко второму году
исследования число детей, регулярно чистящих зубы, составило 40% (р<0,01).
На вопрос «Полощешь ли ты рот водой после приема сладкого?» никто из
опрошенных детей не ответил положительно. При определении навыков чистки
зубов нами было проведено 4 контрольных наблюдения. В результате через 6
месяцев после гигиенического обучения и воспитания по методике В.Г.
Сунцова 2% (р>0,05) детей 3-4 лет смогли показать правильные и
последовательные движения, через год число детей составило 7% (р>0,05),
однако продолжительность чистки зубов у детей занимала не более 1 минуты.
Через 1,5 года 15% (р>0,05) дошкольников владели методикой чистки зубов,
однако продолжительность по-прежнему составляла 1 минуту. Дальнейшее
наблюдение через 2 года выявило, что 20% (р<0,05) детей овладели правилами
чистки зубов, они выполняли вертикальные (подметающие) и возвратно
поступательные движения, но при этом чистка зубов занимала в среднем 1
минуту (рис. 34).
В процессе гигиенического обучения и воспитания по методике
В.Г.Сунцова в группах детей среднего дошкольного возраста ИГ через 6
месяцев достоверно снизился и составил 2,4 ± 0,1 (р<0,05), что на 17,2% ниже
от показателей группы сравнения, по истечению года ИГ достоверно
уменьшился на 24,1% от показателя группы сравнения и составил 2,2 ± 0 ,1
(р<0,01). Обследование, проведенное через 1,5 и 2 года, подтвердило
выживаемость знаний, что нашло свое отражение в достоверном уменьшении
155