показателей ИГ по отношению к данным группы сравнения, которые составили
2,0± 0,1 и 1,7 ±0,1 (р<0,001).
Анализируя динамику индекса гигиены (ИГ), через 6 месяцев у детей
среднего дошкольного возраста наблюдалось снижение ИГ на 17,2% (р<0,05),
через 1 год - на 24,1% (р<0,01), через 1,5 года - на 31,0% (р<0,01) и через 2 года
-на 41,3% (р<0,001) от фонового.
Анализ наших специальных наблюдений позволил установить степень
сформированности навыков по уходу за полостью рта у детей среднего
дошкольного возраста в процессе гигиенического обучения и воспитания по
методике В.Г. Сунцова. Степень достоверности рассчитывалась по отношению
кисходным показателям данной возрастной группы. На вопрос «Сколько раз в
день ты чистишь зубы?» через 6 месяцев 35% детей ответили два раза в день
(р>0,05), через год их число осталось прежним (35%) и ко второму году
исследования число детей, регулярно чистящих зубы, составило 40% (р>0,05).
На вопрос «Полощешь ли ты рот водой после приема сладкого?» никто из
опрошенных детей не ответил положительно. При определении навыков чистки
зубов нами было проведено 4 контрольных наблюдения. В результате через 6
месяцев после гигиенического обучения и воспитания по методике В.Г.
Сунцова 4% (р>0,05) детей 4-5 лет смогли показать правильные и
последовательные движения, через год число детей составило 10%, однако
продолжительность чистки зубов у детей занимала не более 1 минуты. Через
1,5 года 19% (р<0,05) дошкольников овладели методикой чистки зубов, однако
продолжительность по-прежнему составляла 1
минуту. Дальнейшее
наблюдение через 2 года выявило, что 27% (р<0,05)детей овладели правилами
чистки зубов, они выполняли вертикальные (подметающие) и возвратно
поступательные движения, но при этом только 10% детей делали это в течение
2-хминут (р<0,05) (рис. 35).
В процессе гигиенического обучения и воспитания по методике
В.Г.Сунцова в группе детей старшего дошкольного возраста ИГ через 6
156