дошкольного возраста в процессе гигиенического обучения и воспитания по
разработанной авторской методике. Степень достоверности рассчитывалась по
отношению к исходным показателям данной возрастной группы. Анализ
данных позволил установить, что через 6 месяцев 20% детей чистили зубы два
раза в день (р<0,05), через год - 40% (р<0,05), через 1,5 года - 60% (р<0,01) и ко
второму году исследований число детей, регулярно чистящих зубы, составило
91% (р<0,001). Полоскание полости рта водой после каждого приема пищи
отрабатывалось после каждого употребления еды (завтрак, обед и ужин). Через
6 месяцев 20% (р>0,05)детей младшего дошкольного возраста самостоятельно
полоскали рот водой, через год - 24%, через полтора года 36% (р<0,05) и через
2 года 38% (р<0,01). При определении навыков чистки зубов нами было
проведено 4 контрольных наблюдения. В результате, через 6 месяцев после
гигиенического обучения и воспитания по разработанной авторской методике,
27% (р<0,05) детей в возрасте 3-4 лет смогли показать правильные и
последовательные движения, а время чистки зубов составило 2 минуты, через
год число детей составило 40%. Через 1,5 года 59% (р<0,01) дошкольников
овладели методикой чистки зубов. Дальнейшее наблюдение через 2 года
выявило, что 90% (р<0,001) детей овладели правилами чистки зубов: они
выполняли подметающие, возвратно-поступательные, скребущие движения, а
время чистки зубов составило 2 минуты (рис. 38).
После проведенных мероприятий в группе детей среднего дошкольного
возраста через 6 месяцев наблюдалось достоверное снижение ИГ к группе
сравнения на 24,1%, что нашло свое отражение в ИГ 2,2
±
0,1 (р<0,01). К
первому году наших исследований выживаемость знаний сохранилась, и
наблюдалось резкое достоверное снижение ИГ на 41,3% (р<0,001)от
показателей группы сравнения и на
22,7%
- группы, обучавшейся по методике
В.Г. Сунцова, и составило 1,7 ± 0,1 (р<0,001). Ко второму году отмечалось
дальнейшее снижение ИГ по отношению к группе сравнения и группе, где дети
обучались по методике В.Г. Сунцова, и составило 1,3 ± 0,1 (р<0,01).
165