где детям проводили гигиеническое обучение и воспитание по методике
В.Г.Сунцова (р<0,05). К первому году наших исследований выживаемость
знаний сохранилась, и наблюдалось резкое достоверное снижение ИГ на 46,4%
(р<0,001) от показателей группы сравнения и на 31,8% (р<0,001) - группы,
обучавшейся по методике В.Г. Сунцова и составило 1,5 ± 0,1 (р<0,001). Ко
второму году отмечалось дальнейшее снижение ИГ по отношению к группе
сравнения и группе, где дети обучались по методике В.Г. Сунцова, и составило
1,2±0,1 (р<0,01) (рис. 40).
Ф
Анализируя динамику индекса гигиены (ИГ), через 6 месяцев у детей
старшего дошкольного возраста наблюдалось снижение ИГ на
21,6%
(р<0,01),
через 1 год - на 48,2% (р<0,001), через 1,5 года - на 55,1% (р<0,001) и через 2
года- на 58,6% (р<0,001) от фонового.
Анализ наших специальных наблюдений позволил установить степень
сформированности навыков по уходу за полостью рта у детей старшего
дошкольного возраста в процессе гигиенического обучения и воспитания по
разработанной авторской методике. Степень достоверности рассчитывалась по
отношению к исходным показателям данной возрастной группы. Анализ
данных позволил установить, что через 6 месяцев 41% детей чистили зубы два
раза в день (р>0,05), через год - 47% (р<0,05), через 1,5 года - 50% (р<0,01)и ко
второму году исследования число детей, регулярно чистящих зубы, составило
85% (р<0,001). Полоскание полости рта водой после каждого приема пищи
отрабатывался в группе после завтрака, обеда, полдника и ужина. Через 6
месяцев 20% (р>0,05) детей среднего дошкольного возраста самостоятельно
полоскали рот водой, через год 27% (р<0,05), через полтора года 46% и через 2
года 39%. При определении навыков чистки зубов нами было проведено 4
контрольных наблюдения. В результате через 6 месяцев после гигиенического
обучения и воспитания по разработанной авторской методике 39%
(р>0,05)детей в возрасте 4-5 лет смогли показать правильные и
167