последовательные движения, а время чистки зубов составило 2 минуты, через
год число детей составило 44% (р<0,05). Через 1,5 года 51% дошкольников
овладели методикой чистки зубов. Дальнейшее наблюдение через 2 года
выявило, что 83% (р<0,01)детей овладели правилами чистки зубов, они
выполняли подметающие, возвратно-поступательные, скребущие движения,
авремя чистки зубов составило 2 минуты (рис. 41).
Таким образом, у детей, обучавшихся с учетом психолого
педагогических особенностей каждой возрастной группы, изменения
показателя индекса гигиены были статистически значимы по отношению ко
всем схемам гигиенического обучения и воспитания.
Анализ динамики позволил установить снижение показателя ИГ до
показателя, соответствующего хорошему уровню гигиены. В ходе наших
специальных
наблюдениях
было
выявлено
высокий
уровень
сформированности навыков по уходу за полостью рта. Число детей,
чистящих зубы дважды в день, в группе младших дошкольников к концу
наших исследований увеличилось на 70% (р<0,01), в группе детей среднего
дошкольного возраста - на 56% (р>0,01) и в группе детей старшего
дошкольного возраста - на 52% (р>0,05) от фонового. К концу нашего
исследования овладели правилами чистки зубов 90% (р>0,001) детей
младшего дошкольного возраста, 80% (р<0,05) детей старшего дошкольного
возраста и 83% (р>0,05) детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность чистки зубов у всех детей составила 2 минуты.
Таким образом, гигиеническое обучение и воспитание по
разработанной авторской методике позволило сформировать и привить
навыки по уходу за полостью рта у детей дошкольного возраста. В данной
схеме гигиенического воспитания мы не только учитывали возрастные
особенности детей, но и закрепляли знания в различных видах деятельности
ив повседневной жизни. Этот фактор необходим для поддержания мотива с
последующим формированием гигиенических навыков, что ведет к
улучшению гигиенического состояния полости рта, снижению прироста
172