месяцев достоверно снизился и составил 2,4 ± 0,1 (р<0,05), что на 17,2% ниже
от показателей группы сравнения, по истечению года ИГ достоверно
уменьшился на 24,1% от показателя группы сравнения и составил 2,2 ± 0 ,1
(р<0,01). Обследование, проведенное через 1,5 и 2 года, подтвердило
выживаемость знаний, что нашло свое отражение в достоверном уменьшении
показателей ИГ по отношению к данным группы сравнения, которые составили
2,0± 0,1 и 1,7 ±0,1 (р<0,001).
Анализируя динамику индекса гигиены (ИГ), через 6 месяцев у детей
старшего дошкольного возраста наблюдалось снижение ИГ на 17,2% (р<0,05),
через 1 год - на 24,1% (р<0,01), через 1,5 года - на 31,0% (р<0,01) и через 2 года
-на41,3% (р<0,001) от фонового.
Анализ наших специальных наблюдений позволил установить степень
сформированности навыков по уходу за полостью рта у детей старшего
дошкольного возраста в процессе гигиенического обучения и воспитания по
методике В.Г. Сунцова. Степень достоверности рассчитывалась по отношению
кисходным показателям данной возрастной группы. На вопрос «Сколько раз в
день ты чистишь зубы?» через 6 месяцев 35% детей ответили два раза в день
(р>0,05), через год - 40% (р>0,05) и ко второму году исследований число детей
регулярно чистящих зубы составило 51% (р<0,01). На вопрос «Полощешь ли ты
рот водой после приема сладкого?» спустя два года 2% детей ответили «да».
При определении навыков чистки зубов нами было проведено 4 контрольных
наблюдения. В результате через 6 месяцев после гигиенического обучения и
воспитания по методике В.Г. Сунцова 10% детей 5-6 лет смогли показать
правильные и последовательные движения, через год число детей составило
17% (р>0,05), однако продолжительность чистки зубов у детей занимала не
более 1 минуты. Через 1,5 года 29% (р<0,05) дошкольников овладели
методикой чистки зубов, из их числа у 15% продолжительность чистки зубов
составила около 2-х минуту. Дальнейшее наблюдение через 2 года выявило, что
35% (р<0,05) детей овладели правилами чистки зубов, они выполняли
157