616
исполниться
,
разве
мы
не
ощущаем
потребность
быть
(
а
не
значить
!)
наперекормнимостям
сегодняшнего дня
?
Человеческая
подлинность
приобретает
свой
полный
смысл
не
только
в
естественном
.
Скорее
,
подлинность
это
тот
предел
,
который
достигается
с
трудом
и
требует
верности
себе
[3,
с
.159].
Конечно
,
понять
себя
исчерпывающим
образом
невозможно
,
хотя
бы
потому
,
что
человек
неисчерпаем
,
неизъясним
и
он
есть
тайна
.
Но
надо
ли
пренебрегать
желанием
прояснить
себя
,
разглядеть
себя
без
надежды
прояснения
?
Владимир
Вениаминович
Бибихин
обращает
наше
внимание
именно
на
то
,
что
тогда
,
когда мы
хотим
разглядеть
себя
без
надежды
прояснения
,
именно
тогда
«
мы
впервые
находим
себя
.
Важно
,
чтобы
это
настроение
нас
не
оставляло
».
Вероятно
,
что
бы
жизнь
«
случилась
»,
необходимо
особого
рода
событие
/
потрясение
,
которое
«
сорвало
бы
нас
с
места
» (
Л
.
Шестов
)
и
понесло
бы
на
встречу
себе
. «
Я
пилигрим
, -
напишет
Рильке
–
я
вышел
себе
навстречу
.
Только бы
хватило
сил
»[4,
с
.67].
Быть
человеком
–
значит
жить
постоянным
усилием
сознания
,
духа
,
отважиться
на
риск
,
поскольку
вырваться
из
«
невнятности
и
стертости
»
обыденного
существования
,
означает
поставить
себя
на
«
край
бездны
»,
утратитьпривычнуюпочвуподногами
,
которая
только
казаласьнадежной
.
Должно
ли
человеку
рисковать
?
Риск
–
фундаментальная
антропологическая
категория
,
сопоставимая
с
категориями
свободы
,
рациональности
.
Человек
,
который
не
расположен
рисковать
,
отрекается
от
возможности
обрести
себя
.
Многие
годы
мы
можем
жить
спокойно
,
монотонно
и
благополучно
,
но
«
внезапно
происходит
сдвиг
»[2,
с
. 221]
и
нужно
отважиться
отказаться
от
соблазнительной
мысли
о
том
,
что
легче
и
приятнее
всего
«
быть
как
все
»,
отважиться
стать
«
старомодным
человеком
»
(
К
.
Г
.
Юнг
),
несовременным
.
Старомодным
,
несовременным
в
том
смысле
,
что
для
него
еще
что
-
то
значат
такие
слова
как
любовь
,
одиночество
,
страдание
,
страх
перед
возможностью
не
быть
.
Стать
тем
,
кто
не
может