чистишь зубы?» через 6 месяцев 33% детей ответили два раза в день (р>0,05).
Ко второму году исследования число детей, регулярно чистящих зубы,
составило 35% (р>0,05). На вопрос «Полощешь ли ты рот водой после приема
сладкого?» никто из опрошенных детей не ответил положительно. При
определении навыков чистки зубов нами было проведено 4 контрольных
наблюдения. В результате, через 6 месяцев после проведения санитарно
просветительной работы, дети старшего дошкольного возраста не смогли
показать правильные и последовательные движения, а время чистки в среднем
по-прежнему занимало 15 секунд. Только 5% детей чистили зубы в течение 2-х
минут. Дальнейшее наблюдение через 1 и 1,5 года не выявило увеличение
числа детей овладевшими навыками по уходу за полостью рта (рис. 28).
Таким образом, в группах детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста, где проводилась только санитарно-просветительная
работа, дети получали знания через различные источники (сказки, рассказы,
стихи, беседы, наглядные пособия, мультфильмы и т.д.), их интерес был не
продолжительным. Анализ данных позволил установить статистически
значимое снижение показателя ИГ, когда детям исполнилось 5-6 лет (рис. 29).
Этот факт связан с тем, что у детей в этом возрасте начинают появляться
мотивы учебной деятельности. Дети слушают взрослого, подчиняют свои
действия правилам, точно соблюдают требования. У них появляется интерес к
выполнению заданий, складываются навыки самоконтроля, благодаря чему
формируются навыки самостоятельного ухода за полостью рта. С учетом того,
что полученные знания детьми не закреплялись, их интерес к чистке зубов не
обнаруживался. В ходе наших специальных наблюдениях было выявлено
отсутствие формирования элементарных навыков по уходу за полостью рта.
Никто из детей не сумел овладеть методикой чистки зубов. Число детей,
чистящих зубы дважды в день в группе младших дошкольников к концу нашего
исследования, увеличилось на 20% (р>0,05), в группе детей среднего
140