ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1183
свыше
исторической
миссии
,
препятствует
дальнейшему
полноценному
развитиюрусского
государства
.
Но
такое
«
европейничанье
» (
Н
.
Я
.
Данилевский
)
воспринималось
многими
представителями
русской
мысли
крайне
негативно
,
как
отказ
от
истоков
собственного
развития
,
измена
чистоте
христианской
веры
,
по
словам
Достоевского
, «
продажа
истинного Христа
за
царства
земные
совершилась
»
[2,
с
. 85].
В
частности
,
крайне
критически
идейную
позицию
Чаадаева
относительно
православия
оценивали
представители
литературно
-
философского
объединения
любомудров
,
среди
которых
был
и
литературный
критик
и
публицист
,
философ
И
.
В
.
Киреевский
(1806-1856).
Самопознание
,
ставшее
главной
целью
любомудров
,
в
начале
1830-
х
годов
привело
Ивана
Киреевского
и
его
товарищей
к
признанию
того
,
что
православие
является
основой
самобытности
русского
народа
.
Таким
образом
,
вопрос
о
значении
православия
стал
основой
духовной
и
интеллектуальной
жизни
российского
общества
и
окончательно
разделил
отечественных
мыслителей
на
два
идеологическихполюса
–
славянофилови
западников
.
Чаадаев
с
сожалением
констатировал
,
что
западная
культура
восприняла
образ
«
отсталой
»
России
,
не
замечая
многовековые
духовные
искания
,
отраженные
в
национальной
традиции
.
В
ответ
Киреевский
,
подчёркивая
самодостаточность
православия
,
с
почти
саркастической
иронией
отмечал
:
«
Желать
теперь
остается
нам
только
одного
:
чтобы
какой
-
нибудь
француз
понял
оригинальность
учения
христианского
,
как
оно
заключается
в
нашей
церкви
,
и
написал
об
этом
статью
в
журнале
;
чтобы
немец
,
поверивши
ему
,
изучил
нашу
церковь
поглубже
и
стал
бы
доказывать
на
лекциях
,
что
в
ней
совсемнеожиданнооткрывается именно
то
,
чего
теперь
требует просвещение
Европы
.
Тогда
,
без
сомнения
,
мы
поверили
бы
французу
и
немцу
и
сами
узналибы
то
,
чтоимеем
» [2,
с
.87].
Славянофилы
открыто
доказывали
превосходство
православия
перед
католической
верой
.
В
частности
,
Киреевский
в
ранней
его
статье