ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1185
значительном
числе
верующих
,
даже не
в
видимом
собрании
верующих
,
но
в
духовной
связи
,
их
объединяющей
».
Церковь
составляют
или
,
вернее
,
творят
не
одна
иерархия
,
но
все
ее
члены
,
пребывающие
в
живом
взаимодействии
между
собой
.
Католичество
изменяет
началу
свободы
во
имя
единства
,
протестантство
—
наоборот
.
Православие
одно
осталось
верным
духу
христианства
,
являясь
гармоническим
сочетанием
единства
и
свободы
в
принципе христианской
любви
.
Даже
Чаадаев
наряду
с
критикой
православия
признавал
: «
Христианство
осталось
в
ней
(
в
России
)
незатронутым
людскими
страстями
и
земными
интересами
,
ибо
в
ней
оно
,
подобно
своему
божественному
основателю
,
лишь
молилось
и
смирялось
,
а
потому
мне
представлялось
вероятным
,
что
ему
здесь
дарована
будет
милость
последних
и
чудеснейших
вдохновений
».
«
Россия
,
если
только
она
уразумеет
свое
призвание
,
должна
принять
на
себя
инициативу
проведения
всех
великодушных
мыслей
,
ибо
она
не
имеет
привязанностей
,
страстей
,
идейиинтересовЕвропы
» [2,
с
. 86].
Созвучные мысли
выражает
и
Киреевский
: «
Римская
церковь
отделилась
от
восточной
тем
,
что
некоторые
догматы
,
существовавшие
в
предании
всего
христианства
,
она
изменила
на
другие
вследствие
умозаключения
».
«…
Мысль
человека
перешла
наконец
к
неверию
равнодушно
рассуждающему
,
и
вместе
с
тем
и
к
осознанию
внутренней
пустоты
,
требующей
живого
убеждения
. <…>
Но
где
найдет
Запад
эти
живые
убеждения
?» [2,
с
. 87].
Оба
мыслителя
видят
в
католической
церкви
холодное
,
мертвенное
знание
,
противопоставляя
егоживомурелигиозномучувствуправославия
.
В
то
время
как
Западная Церковь
выполняла
политические
задачи
объединения
Европы
,
снаряжала
крестовые
походы
,
осуществляла
мирскую
власть
,
Восточное
–
православное
–
христианство
«
молилосьи
смирялось
».
И
Чаадаев
,
и
Киреевский
обнаруживают
в
православии
стремление
к
целостному
единению
в
живом
чувстве
соборности
,
вселенской
братской
любви
.
Логично
,
разумно
устроенная
Западная
Церковь
теряет
чувство