ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1186
цельности
,
здесь
и
происходит
разделение
,
обособление
сил
человека
и
сфер
национальнойжизни
.
Преимущества
православия
перед
католической
верой
доказывает
Ф
.
М
.
Достоевский
в
«
Дневнике
писателя
» («
Мечты
о
Европе
», «
Сила
мертвая
и
силы
грядущие
»): «
Вопрос
о
папе
у
нас
даже
и
не
ставится
вовсе
и
обращен
ни
во
что
.
А
между
тем
это
“
обособление
”
слишком
огромное
и
слишком
полное
самых
необъятных
и
несовместимых
желаний
,
чтоб
согласиться
отказаться
от
них
ради
мира
всего
мира
».
Федор
Михайлович
призывал
:
«
Вникните
в
православие
:
это
вовсе
не
одна
только
церковность
и
обрядность
,
это живое
чувство
,
обратившееся
у
народа
нашего
в
одну
из
тех
основных живых
сил
,
без
которых
не живут
нации
.
В
русском
христианстве
,
по
-
настоящему
,
даже
и
мистицизма
нет
вовсе
,
в
нем
одно
человеколюбие
,
одинХристовобраз
, –
по
крайнеймере
,
это
главное
» [3].
Таким
образом
,
никто
из
представителей
русской
общественной мысли
XIX
века
не
мог
рассуждать
о
России
и
её
судьбе
вне
православия
.
Даже
отъявленные
атеисты
,
сторонники
революционного
терроризма
,
чтобы
обосновать
своюидейнуюпозициюдолжныбыли
,
пусть даже
с ненавистьюи
насмешкой
,
но
обращаться
к
православию
.
Потому
что
это
тот
мощный
культурно
-
цивилизационный
контекст
,
в
котором
веками жила
Россия
и
без
которого
невозможно
что
-
либо доказыватьилипроповедовать
вРоссии
.