ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1182
Представители
революционно
-
демократической
идеологии
В
.
Г
.
Белинский
(1811-1848),
А
.
И
.
Герцен
(1812-1870)
и
их
последователи
рассматривали
проблемы
исторического
выбора
русского
человека
вне
его
конфессиональной
принадлежности
,
без
учета
особенностей
православного
сознания
,
потому
что
были
атеистами
.
Достаточно
вспомнить
«
открытое
»
письмо
Белинского
к
Н
.
В
.
Гоголю
.
В
письмах
к
Боткину
Белинский
признается
в
своем
неверии
,
его
позиция
прямо
противоположна
христианству
: «
Чтобы
сделать
счастливою
малейшую
часть
человечества
,
я
,
кажется
,
огнем
и
мечом
истребил
бы
остальную
...».
Как
ученик
Робеспьера
,
он
утверждает
,
что
«
тысячелетнее
царство
Божие
утвердится
на
земле
не
сладенькими
и
восторженными
фразами
идеальной
и
прекраснодушной
Жиронды
,
а
террористами
…» [6,
с
. 293].
Таким
образом
,
отрицая
веру
,
представители
русской
революционно
-
демократической
мысли
постоянно
обращались
кхристианствуина отрицании
его
выстраивали
свои
концепции
.
Западники
также
не
могли
рассуждать
о
России
,
не
обращаясь
к
православию
.
Философ
и
публицист
П
.
Я
.
Чаадаев
(1797-1856)
преклонялся
перед
христианством
,
правда
,
не
в православном
,
а
в
католическом
варианте
.
Его
полемика
со
славянофилами
об
историческом
пути
России
–
это
фактически
полемика
о
преимуществах
и
недостатках
католичества
и
православия
,
религиях
,
которые
сформировали
две
разные
цивилизации
:
европейскую
и
русскую
.
По
Чаадаеву
, «
семейственность
»
и
«
домашность
»
православного
христианства
привели
Россию
к
тому
,
что
русский
народ
замкнулся
в
своем
невежестве
,
зато
католицизм
способствовал
успехам
в
области
наук
,
культуры
,
права
,
материального
благополучия
.
И
чтобы
теперь
России
достичь
уровня
западноевропейской
цивилизации
,
необходимо
«
оживить
свою
веру
всеми
возможными
способами
…
мы
должны
от
начала
повторитьна
себе
все
воспитание человеческого
рода
…»[1,
с
. 69].
Согласно
Чаадаеву
(1794—1856),
Россия
отлучена
от
«
всемирного
воспитания
человеческого
рода
»,
присущие
ей
национальное
самодовольство
и
духовный
застой
препятствуют
осознанию
и
исполнению
предначертанной