Диссертация. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию - page 84

На всех этапах стоматологической диспансеризации детей контакт врача
и пациента проходит с участием родителей, чаще всего матери ребенка.
Течение жизни ребенка полностью зависит от взрослых. В социализации детей
основную роль играют родители. Процесс социализации ребенка происходит
посредством четырех психологических механизмов: имитации, идентификации,
чувства стыда и вины и т.д. Именно через эти механизмы происходит
выработка навыков отношения ребенка к своему организму в целом и
состоянии полости рта в частности. Забота о зубах у ребенка может начаться с
имитации ежедневной процедуры ухода за зубами родителей. Идентификацией
объясняются
первые
предпочтения
ребенка,
которые
аналогичны
родительским, например, страх перед визитом к стоматологу. Чувство вины и
стыда возникают при несоблюдении правил гигиены полости рта, нарушении
режима питания. Следовательно, необходимо разрабатывать специальные
методы и приемы выработки у родителей соответствующих установок,
направленных на улучшение здоровья полости рта, которые будет перенимать
ребенок.
Процесс социализации человека никогда не кончается (О.Г. Брим-
младший, 1966), следовательно, родители обеспечивают социализирующее
влияние, в основе которого может и должен оказываться стоматолог
(гигиенист).
Личный опыт родителей в общении со стоматологом является
определяющим для ребенка. Из поколения в поколение может передаваться
инфантильный страх перед дантистом, поэтому все усилия врача могут
оказаться бесполезными, если не будет проведена соответствующая работа с
4.2. Изучение роли родителей, воспитателей и медицинских
работников в мотивации к гигиеническому воспитанию организованных
детейдошкольного возраста
79
1...,73,74,75,76,77,78,79,80-81,82,83 85,86,87,88,89,90,91,92,93,94,...294
Powered by FlippingBook