В ДОУ дети приходят уже с определенным, чаще всего низким уровнем
сформированного умения чистить зубы, а в детском саду через различные
занятия дети получают дополнительную информацию о полезной и опасной
пище для зубов, о назначении зубов и т.д. То есть происходит своеобразная
интеграция знаний детей. Так, на вопрос «Для чего человеку зубы?» 19% детей
ответили - «улыбаться», 50% ответили - «кушать», 21% - «говорить», 5% -
«кусаться» и 5% детей затруднялись с ответом. При этом представление о
функции зубов у детей изменяется с возрастом: так, 90% (р<0,05) детей
трехлетнего возраста ответили, что зубы нужны, чтобы кушать, в 4 года
представление немного расширяется - 60% детей ответили «кушать» и
«улыбаться», 25% - «говорить» и 10% - «кусаться» и 5% - «чистить» (р<0,05), в
пятилетнем возрасте дети ограничились следующими ответами: 50% ответили
«кушать», 33% - «говорить» и 17% - «улыбаться».
На вопрос «Какая еда полезна для зубов?» 60% (р>0,05) детей 3-х лет
дали правильный ответ; 40% - не знали ответа. В 4 года количество правильных
ответов уже составило 79% (р<0,05), а в 5 лет 96% детей знают, какая еда
полезная для зубов (р<0,05). Однако не излишки питания и даже не дефицит его
обусловливают интенсивность кариеса зубов.
На вопрос «Какая еда вредна для зубов?» дети в трехлетнем возрасте
менее половины детей дали правильные ответы - 40% (р>0,05), а 60%
затруднялись в ответе. В 4 года уже 79% знают, что вредно для зубов и к 5
годам 94% детей дали правильные ответы (р<0,05).
Особое внимание следует обратить на привычку употребления сладостей,
что является в профилактике кариеса актуальным. И, тем не менее, на вопрос
«Как часто ты ешь сладкое?» 60% детей 3-х лет ответили, что едят сладкое
каждый день и только 20% - два раза в неделю, а 20% - очень редко, так как
знают, что оно вредно для зубов. В группе детей 4-х лет 70% любят сладкое и
едят каждый день (р<0,05), 10% это делают на ночь и между едой и только 20%
69