ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность
поражения населения кариесом и болезнями пародонта, а также низкий уровень
гигиены полости рта выдвигают проблему профилактики стоматологических
заболеваний в число наиболее актуальных [80, 93].
Высокая стоматологическая заболеваемость в России представляет
реальную угрозу состоянию здоровья подрастающего поколения [51, 80, 92,
157].
Кариес временных зубов возникает и неуклонно прогрессирует с раннего
детского возраста. Уже в три года у детей поражены, в среднем 3-4 зуба, и как
следствие, возрастает число тяжелых осложнений. Результатом раннего
разрушения временных зубов является их преждевременное удаление, что в
свою очередь, приводит к нарушению правильного жевания и риску
возникновения различных аномалий и деформаций у детей дошкольного
возраста [13, 43, 44, 51, 58, 79, 82, 107, 110, 117, 144, 163, 176, 185, 206, 212,
238].
Организации профилактики стоматологических заболеваний среди
детского населения посвящены многочисленные работы. Обязательным
компонентом любой профилактической программы, ее базисом, является
гигиеническое обучение и воспитание населения. Следует отметить тот факт,
что большинство отечественных исследователей разрабатывало вопросы и
программы по санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию среди
школьников. Однако вся практика профилактической работы подтверждает
тезис - воспитывать в том возрасте, когда воспитание дает наибольший эффект
- то есть, как можно раньше. Вопросы гигиенического воспитания детей
дошкольного возраста освещены в трудах Г.И.Кадниковой (1981), В.Г.Сунцова
(1984), Н.А.Букреевой (1989), Е.А.Бриль (1995), В.Г.Васильева, Г.И.Саблиной,
5