104
деле, болезненность в суставе при сжатии в пределах 15 кг/см
2
возникла у 65 %
пациентов. В жевательном отделе нагрузка до 45 кг/см
2
вызвала боли в суставе
в 63% случаев.
В контрольной группе при исследовании в таких же условиях,
во фронтальном отделе болезненность в суставе возникла в 55 % случаев, в же-
вательном - в 51 % .
В дальнейшем, перечисленные выше методы обследования и данные, по-
лученные в ходе их проведения, позволили проследить динамику лечения па-
циентов с заболеваниями ВНЧС.
В процессе клинического обследования пациентов основной и контроль-
ной групп было выявлено, что среди педагогов, имеющих высокую речевую
нагрузку,
хронические артриты височно-нижнечелюстного сустава встречается
на 3-5% чаще, чем у людей с обычной нагрузкой на сустав, различия в количе-
стве патологических изменений в костных элементах сустава (остеоартрозы)
также были не велики. Более заметны были изменения, происходящие в крыло-
видных мышцах, собственно жевательной, челюстно-подъязычной, переднем
брюшке двубрюшной мышцы, суставном мениске и внунтрикапсулярных связ-
ках у пациентов основной группы.
В этой связи обращает на себя внимание группа преподавателей, исполь-
зующая в повседневной практике английский язык. Заболеваемость среди этих
пациентов была особенно велика и превышала 80%. Практически у всех были
выявлены триггерные области в челюстно-подъязычной мышце и переднем
брюшке двубрюшной мышцы. Количество же патологических изменений непо-
средственно в самом суставе было заметно меньше. В частности среди педаго-
гов, использующих английский язык в повседневной практике, патологические
изменения в мышечном комплексе (латеральные и медиальные крыловидные
мышцы, собственно жевательные и мышцы дна полости рта – в разном сочета-
нии) были выявлены у 94, 7% человек. Данное обстоятельство, по нашему мне-
нию, объясняется постоянным напряжением мышц дна полости при произно-
шении отдельных слов, характерных для английского языка.