788
как
на
Западе
и
развитию
основ
гражданского
общества
,
имеющего
свои
права
и
легальные
институты
для
участия
во
власти
.
Но
в
результате
перемены
во
взглядах
возмужавшего
царя
,
получил
развитие
другой
вариант
:
самодержавие
,
близкое
к
деспотизму
.
К
этой
цели
Иван
Васильевич
стремился
,
не
останавливаясь
ни
ᴨеред
чем
,
не
думая
о
последствиях
.
Опричнина
,
которая
стала
кульминацией
царствования
Грозного
,
всегда
вызываланеоднозначнуюоценкуисследователей
.
Начиная
с
Андрея
Курбского
,
написавшего
после
бегства
в
Литву
«
Историю
князя московского
» (1573),
и
авторов
«
Хронографа
» (
начало
XVII
в
.),
многие
русские
историки
–
Н
.
М
.
Карамзин
,
В
.
О
.
Ключевский
и
др
. –
придерживались
концепции
«
двух
Иванов
»: «
доброго
»
правителя
в
40-50-
е
гг
. XVI
в
.
и
злобного
тирана
в
60-80-
е
гг
. [2].
Опричнина
1565-1572
гг
.
трактовалась
этой
группой
историков
как
прихоть
полубезумного
деспота
,
лишенная
государственного
смысла
[6,
с
.11].
В
середине
XIX
в
.
в
русской
историографии
ведущим
направлением
стала
государственная
школа
.
Ее
представители
,
прежде
всего
корифей
«
государственников
» –
С
.
Соловьев
,
рассматривали
исторический
процесс
с
точки
зрения
становления
государственности
.
Все
,
что
способствовало
упрочению
государства
,
признавалось
положительным
,
так
как
в
государственной
власти С
.
Соловьев
и
его
последователи
видели
движущую
силу
истории
.
Деятельность
Грозного
,
по
мысли
Соловьева
,
сводилась
к
замене
старых
«
родовых
,
семейных
начал
»
новыми
, «
государственными
».
ОднакоСоловьевосуждалжестокостьИванаГрозного
[6,
с
.14].
Последователи
Соловьева
полностью
отбрасывали
моральные
оценки
как
«
ненаучные
»
и
«
неисторические
»
и
оправдывали
опричные
репрессии
как
необходимые
,
по
их
мнению
,
для
становления
великого
государства
[6,
с
.18].
Выдающийся
историк
конца
XIX -
начала
XX
вв
.
С
.
Платонов
считал
,
что
содержанием
царствования Ивана
I
являлась
борьба
царя
и
дворянства
с