k422 - page 601
601
заключенных
вспоминает
акварель
Дюрера
,
несмотря
даже
на
тяжелые
условия
существования
.
Наша
память
хранит
множество
фрагментов
из
жизни
,
в
которые
мы
погружаемся
снова
и
снова
.
В
трудные минуты
,
когда
нам
одиноко
,
тоскливо
,
когда
не
хватает
сил
сделать
последний
рывок
,
и
когда
жизнь
теряет
смысл
,
мы
снова
и
снова
погружаемся
в
глубины
воспоминаний
,
черпая
там
силы
и
воодушевление
.
Как
нам
известно
из
истории
,
во
время
войны
гражданские
и
военные
лица
,
попавшие
в
концлагеря
испытывали
не
только
физическое
истощение
.
Мучительная
лагерная
повседневность
главным
образом
отражалась
на
душевном
состоянии
обычного
,
среднего
заключенного
.
И
как
ни
странно
,
на
помощь
им
приходили
воспоминания
о
том
,
что
было
и
мечты
о
светлом
будущем
.
Хочется
процитировать
фрагмент
из
главы
«
Спиноза
как
воспитатель
»: «
Тот
,
кто
не
верит
в
будущее
,
в
свое
будущее
,
тот
в
лагере
погиб
».
Лишившись
духовной
опоры
,
человек
опускается
внутренне
.
А
,
как
известно
,
душевному
упадку
сопутствует
и
телесный
.
В
подтверждение
можно
вспомнить
Платона
;
который
говорил
,
что
глупо
лечить
тело
и
не
лечить
душу
.
Крепкие
физически
люди
ломались
по
той
причине
,
что
не
смогли
вынестичисто
эмоциональногонапряжения
.
Не
каждому
удавалось
совладать
с
внутренним
душевным
состоянием
,
многие
отчаивались
,
не
веря
,
что
смогут
вернуться
домой
к
привычной
для
них
жизни
.
В
.
Э
.
Франкл
в
своей
книге
описывал
случай
,
как
некоторые
лагерные
,
теряя
всякий
смысл ижеланиежить
,
просто
лежали
на
своих
нарах
без
каких
-
то
реакции
на
избиения
,
крики
,
унижения
.
Не
потому
,
что
они
больны
,
потеряли
чувствительность
,
а
потому
,
что
сломались
внутренне
.
У
них
не
оставалось
больше
никакой
внутренней
опоры
: «
деформация
внутренней
жизни
заключенного
в
концлагере
зависела
не
только
от
психофизических
причин
,
а
в
конечном
итоге
–
от
внутренней
установки
самого
заключенного
»[2].
1...,591,592,593,594,595,596,597,598,599,600
602,603,604,605,606,607,608,609,610,611,...1098