ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
1105
поводу
,
нет
точной
формулировки
этого
понятия
в
медицинских
энциклопедияхиЭнциклопедическом
словаремедицинских
терминов
.
Если
мы
не
имеем
точного
представления
о
«
клиническом
мышлении
»,
то
попытаемся
разобраться
в
этом
вопросе
с
помощью
высказываний
нескольких
авторов
,
имеющих
отношение
кмедицине
,
ипопытаемся
выявить
основныеположения
,
составляющие
«
клиническогомышления
».
Так
,
по
мнению
А
.
Ф
.
Билибина
и
Г
.
И
.
Царегородцева
,
клиническое
мышление
-
это
интеллектуальная
,
логическая
деятельность
,
благодаря
которой
врач
находит
особенности
,
характерные
для
данного
патологического
процесса
у
данной
конкретной
личности
.
Врач
,
овладевший
клиническим
мышлением
,
умеет
анализировать
свои
личные
,
субъективные
впечатления
находить
в
них
общезначимое
,
объективное
;
он
также
умеет
дать
своим
представлениям
адекватное
клиническое
истолкование
.
Модель
клинического
мышления
,
отмечают
эти
авторы
,
строится
на
основе
знания
человеческойприроды
,
психики
,
эмоциональногомира больного
[2].
В
.
И
.
Петров
обозначает
клиническое
мышление
как
процесс
,
в
котором
при
постановке
диагноза
и
назначении
лечения
врач
руководствуется
своим
опытом
,
знаниями
патофизиологии
,
логическиммышлением
и
нешаблонным
подходом
[4].
Таким
образом
,
изучив
и
проанализировав
формулировки
понятия
«
клиническое
мышление
»
мы
пришли
к
выводу
,
что
клиническое мышление
-
это
процесс
,
при
котором
врач
,
ставя
диагноз
и
в
последующем
назначая
лечение
,
опирается
на
свои
теоретические
знания
,
практическую
деятельность
,
навыки
,
опыт
и
интуицию
,
которые
,
в
свою
очередь
,
помогают
врачуразъяснить
картинуболезнипациента
.
Клиническое
мышление
,
в
свою
очередь
,
имеет
свою
структуру
,
которая
представлена
в
виде
двух
компонентов
:
рациональных
и
интуитивных
,
где
одни
компоненты
преобладают наддругими
.
К
рациональным
компонентам
клинического
мышления
относятся
:
анализ
,
умозаключение
,
аргументация
,
сравнение
,
суждение
.
При
постановке