k418 - page 123

ВестникНОМУС
.
Сборникматериалов
конкурса
литературных
обзоров
-2012
123
подтвердит
,
что
достигнут
запрограммированный
результат
,
то
есть
что
потребность удовлетворена
,
возникаетположительная
эмоция
».
В
труде
К
.
Э
Изарда
«
Психология
эмоций
»
рассматриваются
причины
возникновения
эмоций
.
По
мнению
автора
,
важнейшие
из
них
необходимость
найти
средства
коммуникации
и
обеспечить
социальную
связь
между
матерью
и
ребенком
,
а
также
между
взрослыми
людьми
.
Эмоции
необходимы
для
выживания
и
благополучия
человека
;
они
стали
одним
из
признаков
человечности
;
обеспечили
новый
тип
мотивации
,
новые
поведенческие
тенденции
,
большую
вариативность
поведения
,
необходимые
для
успешного
взаимодействия
индивида
с
окружающей
средойидля
успешной
адаптации
».
Играя
определенную
роль
в жизни
человека
,
эмоции
выполняют
ряд
функций
,
которые
описываются
в
классических
учебниках
по
психологии
[10]: «
Функция
оценки
.
Эмоция
дает
возможность
мгновенно
оценить
смысл
изолированного
раздражителя
или
ситуации
для
человека
.
Функция
мобилизации
.
Проявляется
,
в
первую
очередь
,
на
физиологическом
уровне
:
выброс
в
кровь
адреналина
при
эмоции
страха повышает
способность
к бегству
.
Функция
следообразования
.
Эмоция
часто
возникает
уже
после
того
,
как
то
или
иное
событие
завершилось
,
то
есть
тогда
,
когда
действовать
уже
поздно
.
Поскольку
данная
функция
эмоций
заключается
в
предвосхищении
событий
,
которые
произойдут
в
будущем
,
некоторые
авторы
склонны
говорить
об
эвристической
(
от
греч
. heurisko –
нахожу
)
или
предвосхищающей
функции
эмоций
.
Функция
побуждения
и
поддержания
деятельности
.
Эмоции
относятся
к
процессам
внутренней
регуляции
поведения
.
Будучи
субъективной
формой
выражения
потребностей
,
они
предшествуют
деятельности
по
их
удовлетворению
,
побуждая
и
направляя
ее
.
Регуляция
нашей
деятельности
осуществляется не
только на
основе
знаний
омире
,
но и
ориентируясь
на
эмоции
.
Во
время
осуществления
деятельности
динамика
эмоций
сигнализирует
об
ее
успешности
или
препятствиях
.
Функция
компенсации
информационного
дефицита
.
Возникновение
эмоций
как
механизма
,
компенсирующего
дефицит
информации
,
объясняет
гипотеза
П
.
В
.
Симонова
.
Автор
предположил
,
что
мера
переживания
эмоции
зависит
от
двух
факторов
: 1)
значимости
потребности
и
2)
разности
между
информацией
,
необходимой
для
ее
удовлетворения
(
Ин
),
и
доступной
в
данный
момент
информацией
(
Ид
).
Указанная
разность
отражает
,
по
мнениюП
.
В
.
Симонова
,
субъективную
вероятность
достижения
цели
.
Причем
в
том
случае
,
если
Ин
<
Ид
,
наблюдается
возникновение
отрицательных
эмоций
(
страх
,
гнев
,
тревога
,
отвращение
),
а
если Ин
>
Ид
-
то
положительных
(
радость
,
интерес
).
Функция
коммуникации
.
Эмоциональный
опыт
человека
гораздошире
,
чем
опыт
его
индивидуальных
переживаний
:
он
формируется
в
результате
эмоциональных
сопереживаний
,
возникающих
в
общении
с
другими
людьми
,
в
частности
передаваемых
средствами
искусства
.
Функция
дезорганизации
.
Длительное
действие
интенсивной
эмоции
обусловливает
развитие
состояния
дистресса
,
который
,
в
свою
очередь
,
действительноприводит к расстройствуповеденияи
здоровья
».
П
.
В
Симонов
в
своей
книге
«
Эмоциональный
мозг
»
дополняет
эту
классификацию
следующими
функциями
эмоций
:
отражательно
-
оценочная
-
1...,113,114,115,116,117,118,119,120,121,122 124,125,126,127,128,129,130,131,132,133,...663
Powered by FlippingBook