Максименко Л. А. Философия в современной медицине: про-блемы биоэтики - page 6
5
Очень
символично
сопоставление
индоевропейского
корня
слова
«
медицина
» –
м
ed (
мера
как
умеренность
,
способность
восстано
-
вить
порядок
)
со
смыслом
биоэтики
как
«
меры
», «
моста
»
между
биологическим
знанием
и
общечеловеческими
ценностями
(
В
.
Р
.
Поттер
)
Сама
постановка
обсуждаемых
биоэтических
про
-
блем
затрагивает
сущностные
основы
бытия
человека
,
его
отно
-
шение
кжизни
,
смерти
,
здоровью
.
Поиск
возможных
решений
не
умещается
в
традиционные
пределы
диалектики
биологического
и
социального
,
он
выводит
биоэтику
в
более широкий
философ
-
ско
-
антропологический
и
этический
контекст
.
Именно
им
,
так
илииначе
,
детерминируется
второйуровень биоэтики
.
Поскольку
этика
–
это
один
из
основных
каналов
входа
фи
-
лософии
в
практику
,
постольку
только
через
мировоззренческий
уровень
возможен
«
спуск
»
биоэтики
в
пространство
медицин
-
ской
практики
–
на
уровень
прикладной
и
профессиональной
этики
(
биомедицинско
-
деонтологический
уровень
),
в
систему
«
врач
-
пациент
».
Любая
деонтология
становится
действенной
,
ес
-
ли
ее
предписания
врач
связывает
с
ее
«
окружением
» (
контек
-
стом
)
и
целеполаганием
.
Только
понимая
«
для
чего
она
»,
он
су
-
меет
ее
употребить
.
Прикладная
этика
в
отличие
от
профессио
-
нальной
занимается
общезначимыми
проблемами
(
а
не
профес
-
сиональнымповедением
)
и
рассматривает
конкретныеморальные
ситуации
(
а
не
нормы
).
Она
вырастает
из
практики
открытых
,
т
.
е
.
не
имеющих
общепризнанного
нормативного
решения
мораль
-
ных
проблем
,
и
сама
является формой
такой
практики
.
Открытые
моральные
проблемы
не
просто
новы
,
их
особенность
в
том
,
что
они
не
имеют
общего
решения
и
не
поддаются
нормированию
.
На
первый
план
выходит
этика
поступка
.
Поступок
всегда
со
-
пряжен
с
выбором
.
Выбор
предполагает
сформированную
миро
-
воззренческую
позицию
,
этически
аргументированное
размыш
-
ление и
знание правовых
аспектов
.
Цель
данного
учебно
-
методического
пособия
–
повышение
эффективности
самостоятельной
работы
при
изучении
дисципли
-
ны
,
призванное
содействовать
формированию
так
называемой
«
культуры
философского
и
биоэтического
мышления
»
и
,
как
следствие
, –
этически
ответственных
моделей
профессионально
-
гоповедения
студентовмедицинских
вузов
.
1,2,3,4,5
7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...177