52
5.
Харди
И
.
Врач
,
сестра
,
больной
. 3-
е
изд
.
стереотип
.
BUDAPEST:
Типография Академии
наук Венгрии
, 1974. (
Гл
.
XIII «
Ребенок
и
больница
») //
/
har/dy_00.htm
Методическиерекомендации
1.
Рассмотрение
данного
вопроса
напрямую
связано
с
1-
ым
вопросом
предыдущего
семинара
.
Вспомните
,
куда
был
направ
-
лен
вектор
социокультурных
изменений
в
медицине
.
Поясните
понятие
«
роль
больного
»,
введенное
американским
социологом
Т
.
Парсонсом
в
середине ХХ
в
.
Как
изменилась
эта
роль
в
усло
-
виях
современности
(
тип
заболеваний
,
отношение
к
здоровью
,
акценты
в
позиционировании
понятий
«
здоровье
»
и
«
болезнь
»
в
контексте моральных
ценностей
общества
и
отдельного
человека
,
общественная
оценка института
здравоохранения
)?
Обратите
внимание
на
трактовку
понятий
«
больной
»
и
«
па
-
циент
».
Ознакомьтесь
с
определениями
понятий
«
пациент
»,
«
здоровье
», «
медицинская
помощь
», «
медицинская
услуга
», «
ме
-
дицинское
вмешательство
»,
данными
в
«
Законе
об
охране
здоро
-
вья
гражданРФ
» (2011).
Как
идея
«
пациент
–
личность
»
реализована
в
европейскойДе
-
кларации
«
О
политике
в
области
обеспечения
прав
пациента
в
Ев
-
ропе
»
и
в
отечественном
законе
«
Об
основах
охраны
здоровья
граждан
РФ
» (2011)?
Подумайте
над
отличительными
чертами
и
характеристиками
«
типичного
»
современного
пациента
,
учитывая
,
что
в
современной
культурной
ситуации
пациент
может
одновре
-
менно
посещать
и
обычного
врача
,
и
психоаналитика
,
и
народного
целителя
и
т
.
п
.
Важно
подчеркнуть
,
что
принципы
биоэтики
выра
-
жаются
не
в
обязанностях
врача
(
как
в
медицинской
этике
),
а
в
правахпациента
.
Интересно
обратить
внимание
на
«
набирающую
обороты
»
концепцию
соматических
прав
(
см
[4]
в
списке
дополнительной
литературы
)
и
ее
соотношение
с
идеологией
и
пафосом
биоэтики
и
современной
культурнойпарадигмойпостмодерна
.
Если
в
предшествующей
культурной
парадигме
,
которую
называют модерном
,
человек
мыслился
как
венец
и
царь
природы
,
то
в
постмодерне
человек
–
это
«
машина
желаний
» (
Ж
.
Делез
,