Максименко Л. А. Философия в современной медицине: про-блемы биоэтики - page 47

46
начинает
рассматриваться
преимущественно
как
медицинская
про
-
блема
,
то
есть
как
проблема
соотношения
здоровья и
болезни
,
а
че
-
ловеческое
тело
и
сознание
от
рождения
до
смерти
становятся
объ
-
ектом
пристального
медицинского
контроля
и
регулирования
.
Хо
-
чешь
быть
здоровым
найди
у
себя
болезнь
и
обратись
к
врачу
,
в
аптеку
.
Процесс медикализации
проявляется
во многом
.
Например
,
в
закреплении
медицинских
«
ярлыков
»
за
некоторыми
человече
-
скими
свойствамиили
типамиповедения
(
инвалид
,
наркоман
,
алко
-
голик
и
т
.
д
.),
которые могут
способствоватьисключению
стигмати
-
зированных
лиц
из
процесса
нормального
социального
взаимодей
-
ствия
.
В
зависимости
современного
общества
от
антибиотиков
,
ам
-
фетаминов
и
барбитуратов
,
в
возрастании
ятрогенных
рисков
,
воз
-
никновении
новых
этических
проблем
в
связи
с
применением
ре
-
продуктивных
технологий
,
трансплантацией
органов
,
клонирова
-
нием
,
эвтаназией
.
Говоря
в
этом
контексте
о
новых
биомедицинских
техноло
-
гиях
(
почему
они
выступают
в
роли
«
папыКарло
»?),
следует
об
-
ратить
внимание на
следующее
.
В
основе
всех
этих
новаций
вмедицине
,
как
и
в
основе
самой
медицины
,
лежит
техника
.
Основное
содержание
техники
(
τέχνη
)
как
искусства
это махинация
.
Не
следует
вкладывать
в
это
сло
-
во
отрицательный
смысл
,
ониз негопорос позднее
.
В
античности
эти
махинации
(
технэ
)
были
связаны
с
подра
-
жанием
природе
.
Медицина
как
техника
,
искусство
обращена
к
µῆχος
=
µᾶχος
,
τό
(
древнегреч
.) –
средство
,
способ
,
способ
помочь
в
несчастьях
.
Несколько
меняется
смысл
махинаций
в
средневе
-
ковье
уже
сама
природа
мыслится
тварной
,
зависимой
от
Бога
-
творца
.
ВНовое
время Бог
упраздняется
из
картинымира
,
приро
-
да
из
храма
превращается
в
мастерскую
,
и
деятельный
человек
,
вооруженный
знанием
-
властью
,
начинает
покорять
природу
с
помощью
технэ
.
Об
этом
громко
заявляет
механика
,
ставшая
не
только
основой
для
создания
техники
(
приборы
,
машины
),
но
и
характерногомировоззрения
.
Техника
как
махина
восходит
к
µάχοµαι
.
Это
древнегрече
-
ское
слово
имеет
много
значений
,
смысл
которых
концентриру
-
ется
вокруг
борьбы
,
состязания
(
бороться
,
сражаться
,
биться
,
со
-
ревноваться
).
Именно
в
этом
смысле
мы
часто
говорим
о
слож
-
1...,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46 48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,...177