44
Субъект
-
объектнаяпарадигма
Субъект
–
врач
-
медик
2
.
Объект
:
больной→типичныйпаци
-
ент
(
усредненнаямедико
-
статистическая
единица
).
Субъект
-
субъектнаяпарадигма
Субъект
–
врач
какфигура
этики
.
Субъект
:
пациент
-
личность
:
•
собственник
своего
тела
;
•
автор
своей
истории
жизни
(«
биографии
»).
Инфекционные
заболевания
•
Болезнь
–
враждебная
сущность
.
•
Болезнь
–
стеснённая
в
своей
сво
-
бодежизнь
(
К
.
Маркс
).
Хронические
заболевания
•
Болезнь
– «
жизненный
попут
-
чик
», «
живойопыт
».
•
Здоровье
–
неопределенное
со
-
стояниемеждуболезнями
.
•
«
Обществоремиссии
».
Индустриализация
иинструментализациямедицины
:
•
медицина
–
институт
социального
контроля
(
Т
.
Парсонс
,
М
.
Фуко
);
•
расширение
понятия
«
биовласть
»,
медикализация
,
медиократия
.
Гуманизация
социального
институтамедицины
•
медицина как
социальное
есте
-
ствознание
2
Во
времена
Гиппократа медицину
называли
искусством
врачевания
,
а
не
наукой
.
Ис
-
кусство
–
это
технэ
.
Слово
«
техника
»
восходит
к
греческому
τέχνη
–
умение
,
искусство
,
мастерство
.
В
настоящее
время
образ
врача
как медика
-
техника
вызывает
критику
,
в
то
время
классическая
традиция
вполне
примиряла
этикуи
технику
.
Черты
этогомира
со
-
хранись
и
в
отечественноймедицине
.
Всемирно
известный
гематологИ
.
А
.
Кассирский
писал
: «
Медицина
является наукой
,
а
врачевание
–
искусством
,
и
там
,
где оноперестаёт
быть
искусством
,
медицина
теряет
значение
,
как
наука
».
В
современном
технизирован
-
ном
мире
стало
иначе
–
искусство
в
медицине
переросло
в
технологии
(
биотехноло
-
гии
).
Искусство
как
технэ
зависимо
от
личности
,
технологии
–
нет
.
Значение
личности
врача
претерпело
определенную
трансформацию
и
в
связи
с
изменением
места
и
роли
морали
в
обществе
.
В
традиционном
(
доиндустриальном
)
обществе мораль
понималась
как
конкретность
индивидуально
ответственного
поведения
,
общественные
отношения
имели форму
личных
связей
и
зависимостей
.
Поведение
в
любой
сфере
,
включая меди
-
цину
,
было
окутано
нравственно
санкционированными
нормами
.
Моральные
качества
работника
были
не
менее
важны
,
чем
профессиональные
навыки
.
Вещный
характер
общественных
отношений
в
эпоху
индустриализации
сказался
на медицине
ослаблени
-
ем
требований
к
личности
врача
.
Рост
техницизма
и
превращение
современной
меди
-
цины
в
медико
-
индустриальный
комплекс
с
приоритетом
стандартов
,
протоколов
,
со
-
кращением
психологического
контакта
с
пациентом
привели
к
раздвоению
образа
вра
-
ча
.
К
.
Дернер
выделил фигуру
врача
-
медика
,
вполне
соответствующую
логике морали
,
построеннойна
вещных
отношениях и
врача
какфигуру
этики
,
явно
коррелирующую
с
классической
традицией
.
Врач
-
этик
работает
в
системе
«
человек
-
человек
»,
врач
-
медик
–
в
системе
«
человек
-
техника
»,
имея
дело
не
с
непосредственно
человеком
,
а
лишь
тех
-
нически
опосредованным
отображением
его
состояния
результатах
медицинских
ис
-
следований
.
От
искусства
осталась
аналитика
–
умение
считать
диагноз
по
объектив
-
нымданным
,
присутствие пациента
в
этомпроцессе
становится почтиизлишним
.