Максименко Л. А. Философия в современной медицине: про-блемы биоэтики - page 31

30
ми
».
Подумайте
,
можно
ли
назвать
биоэтику
определенной
фор
-
мой
критики
антигуманизма
и
утилитаризма
медицинской
науки
ХХ
века
,
почему
?
Какая
ценность
актуализирована
в
узком
по
-
нимании
биоэтики
,
сформулированная
в
главном
принципе
био
-
медицинской
этики
?
Следует
иметь
в
виду
,
что
сужение
понятия
биоэтики
опасно
приближает
к
ней
антропоцентризм
как
мировоззренческое
осно
-
вание
гуманизма
.
В
социальном
плане
он
подчеркивает
самостоя
-
тельность
индивида
как
субъекта
свободного
выбора
и
ответствен
-
ного
поступка
.
В
политике
он
реализуется
в
либерализме
,
призна
-
ющим
приоритет
интересов
личности
над
интересами
любых
со
-
обществ
и
не
отчуждаемость
ее
естественных
прав
.
В
чем
видится
опасность
культивирования
и
разрастания
принципа
антропоцен
-
тризма
?
В
поисках
ответа
не
стоит
забывать
о
связи
биоцентризма
и
антропоцентризма
с
этическим
абсолютизмом
(
универсализмом
)
и
этическим
релятивизмом
,
понятым
как
парафраз
на
Протагора
:
«
Человек
мера
всех
вещей
»,
а
также
статусе
биоэтики
как
соци
-
альногоинститута
.
4.
Можно
привести множество
конкретных
исторических
при
-
меров
,
принадлежащих
прошлым
историческим
эпохам
,
в
которых
люди
обсуждают
и
размышляют
о
«
горячих
темах
»
медицины
,
в
которых
медицина
выступает
как
философия
,
темах
,
связанных
с
действиями
врача
в
ситуации морального
выбора
перед
лицом
ди
-
леммы
«
жизнь
-
смерть
».
Если
эта
проблематика
всегда
вызывала
озабоченность
,
которую
в настоящее
времямы
склонны
относить
к
специфическим
последствиям
технократического
сдвига
в
меди
-
цине
,
то
очевидно
,
что
сдвиг
,
породивший
современную
биоэтику
,
это
сдвиг
в
сознании
людей
.
К
.
Дёрнер
эпатажно
отмечает
в
своей
книге
: «
Призрак
бродит
по медицине
.
Это
этика
…».
Ее
призрач
-
ность
,
помнению
известного
врача
, –
это
раздражающее
следствие
внезапного
взрыва
«
моды
»
на
медицинскую
этику
.
Врачи
всегда
задавались
этическими
вопросами
.
Но
с
80-
х
годов ХХ
в
.
начался
настоящий
бум
.
С
чем
связан
этот
«
сдвиг
сознания
»?
Мода
движи
-
ма
а
)
подражанием
с
целью
перенять
хороший
опыт
и
б
)
страхом
оказаться
вне
общества
.
С
чемможет
быть
связана
«
мода
на
биоэ
-
тику
»?
Отвечая
на
этот
вопрос
,
подумайте
о
роли
культурного
плюра
-
лизма
,
поддерживающего
«
полиэтический
дискурс
»
биоэтики
.
Что
1...,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30 32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,...177