Максименко Л. А. Философия в современной медицине: про-блемы биоэтики - page 30

29
Обратите
внимание
,
историческим
предшественником
био
-
центризма
был
принцип
патоцентризма
,
согласно
которому
ценностью
обладают
всеживые
существа
,
способные испытывать
боль
.
Причем
в
эпоху
греческой
античности
живой
,
одушевлен
-
ной
мыслилась
вся
природа
,
экспериментирование
над
которой
было
противоестественным
.
Древняя
медицина
не
ставила
перед
собой
задачи
обезболить
,
поскольку
боль
признак
живого
,
а
анестезия
признак
смерти
.
Другими
словами
,
онтологической
основоймедициныбылажизнь
.
Онтологической
основой
биомедицины
стала
смерть
.
С
само
-
го
начала
формирования
биомедицинских
установок
(
по М
.
Фу
-
ко
,
это
излет
эпохи
Просвещения
)
истина
была
перенесена
в
мертвое
тело
истинные
причины
болезни
устанавливаются
в
прозекторской
.
С
этой
основой
связана
одна
из
важнейших
задач
биомедицины
устранение
боли
.
В
ее
основе
установка
лечить
нечувствительное
и
обездвиженное
,
по
сути
,
неживое
тело
,
с
ко
-
торым
нет
эмоционального
контакта
.
В
современном
обществе
анестезия
распространилась
на
духовную
сферу
,
включая
сферу
взаимоотношений
врача
и
пациента
(
что
стало
одним
из
поводов
для
критикибиомедицины
).
Частью
экспериментальной
работы
по
установлению
меди
-
цинских
истин
,
важных
для
человека
(!)
стали
опыты
с животны
-
ми
,
боль
и
страдания
которых
человек
считает
нормальной
пла
-
той
за
свою
любознательность
.
Через
патоцентризм
был
переки
-
нут мостик
к
идеям
биоцентризма
,
смещающимфокус
с
ценности
человеческой
жизни
,
на
ценность
жизни
как
таковой
.
В швейце
-
ровском
принципе
биоцентризма
можно
увидеть
отголоски
идей
представителей
философии жизни
(
Ф
.
Ницше
,
А
.
Бергсон
),
кото
-
рые
этически
противонаправлены
рацио
-
фундаментализму
и
научно
-
исследовательскомулиберализму
.
3.
Определяя
биоэтику
в
узком
смысле
(
как
биомедицинскую
этику
),
следует
отметить
,
что
она
возникла
как
ответ
на
слож
-
нейшие
антропологические
и
этические
проблемы
,
порождаемые
бурнымпрогрессомбиомедицины
.
Поясните
,
какие
именно
проблемы
и
ситуации
катализирова
-
ли
этот
ответ
и
в
чем
он
состоял
?
Что
стоит
за
ремаркой А
.
Мо
-
руа
в
его
обращении
к французскиммедикам
: «
Наука
превратила
нас
в
богов
,
прежде
чем
мы
заслужили
право
именоваться
людь
-
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...177