Максименко Л. А. Философия в современной медицине: про-блемы биоэтики - page 28

27
Традиционно
его истоки
связывают
с
эпохойВозрождения
,
хо
-
тя
предпосылки
этого
принципа
содержатся
в
христианском
поло
-
жении
о
человеке
как
венце
природы
.
Логичное
развитие
этого
положения
в
западноевропейскоммировоззрении
привело
не
толь
-
ко
к
самоутверждению
,
самозаконодательству
человека
как
выс
-
шей
ценности
,
но
и
породило
технократический
типмышления
,
в
основе
которого
лежит
идея
замены
всего
недолговечного
есте
-
ственного
на
искусственное
.
Проблемы
экологии
закономерные
следствия
антропоцентризма
,
отражающие
отношение
к
природе
как
сырьевому
ресурсу
(
объекту
)
для
создания
искусственных
объектов
,
а
не
как
естественной
данности
и
субъекту
моральных
отношений
.
Усугубляющийся
разрыв
«
двух
культур
» (
естествен
-
нонаучной
и
гуманитарной
)
стал
ощутим
уже
не
только
в
отно
-
шении
неживой
природы
,
с
которой
имеет
дело
физика
,
но
и
в
отношении
живой
,
с
которой
имеет
дело
биология
и
медицина
.
«
Материалом
»
для
создания
искусственных
объектов
стала
вы
-
ступать
не
только
внешняя
природа
,
но
и
сам
человек
,
активно
используя
самого
себя
в
качестве
«
сырьевого
ресурса
»:
генная
инженерия
,
фетальная
терапия
,
трансплантология
и
т
.
п
.
Антро
-
поцентризм
принял
какие
-
то
«
аутоиммунные
формы
»:
искус
-
ственные
органы
,
искусственное
оплодотворение
,
искусственное
продление
или
прерывание
естественной жизни
и
др
.
становятся
нормой
бытия
современного
человека
.
Диагностическим
марке
-
ром
такой
экспансии
искусственного
в
естественную
пока
еще
человеческуюприроду
сталопоявление биоэтики
.
В
.
Р
.
Поттер
увидел
в
биоэтике
спасительный
мост
.
Основа
-
нием
этого
«
моста
»
стал
принцип
биоцентризма
,
на
котором
ос
-
новано
широкое
понимание
биоэтики
.
Биоэтика
в
широком
смысле
предстает
,
прежде
всего
,
как
философско
-
мировоззренческая
ориентация
человека
на
выработку
и
уста
-
новление
нравственно
-
понимающего
и
ответственного
отноше
-
ния
к
«
жизни
вообще
»,
любому иномуживому
,
на
заботу
о
биосе
.
Ценностным
основанием
биоэтики
как
новой
мировоззренческой
парадигмы
можно
считать
принцип
благоговения
перед
жизнью
,
сформулированный
выдающимся
гуманистом
,
врачом
,
филосо
-
фом
,
лауреатом
нобелевской
премии
мира
(1952
г
.)
А
.
Швейце
-
ром
.
1...,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27 29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,...177