k419 - page 90

90
голя
,
необъятны
,
как
поэт
.
А
.
А
.
Блок
так
истолковал
пушкинское
«
покой
и
воля
»: «
Они
необходимы
поэту
для
освобождения
гар
-
монии
.
Но
покой
и
волю
тоже
отнимают
.
Не
внешний
покой
,
а
творческий
.
Не
ребяческую
волю
,
не
свободу
либеральничать
,
а
творческую
волю
,
тайную
свободу
.
И
поэт
умирает
,
потому
что
дышать
ему
уже нечем
;
жизнь потеряла
смысл
».
Другое мнение
высказывает
религиозный философ
,
правовед
и
публицист
И
.
А
.
Ильин
(1882-1954)
в
статье
«
О
«
Богомолье
»
И
.
С
.
Шмелева
».
Он
говорил
о
том
,
чтобымы
научились
,
созерцая
Россию
,
видеть Бога
и
в
её природе
,
и
в
её истории
,
и
в
осевших
гнёздах
её
праведности
(
от
Киевской
Лавры
до
Китежа
,
от
Со
-
ловков до
горКавказа
).
Об
этомбогомолии
вздыхалПушкин
.
Ильин
цитирует
вторую
строфу
стихотворения
«
Монастырь
наКавказе
,
после
чего пишет
: «
И
сама
смерть не предносилась
ли
ему
в
образе бегства от
суеты
в
блаженнуюобитель
».
Можно
допустить
,
что
,
предчувствуя
скорую
кончину
своего
земного
существования
,
поэт
желал
найти
покой
в
дальней
оби
-
тели
«
трудов
и
чистых
нег
».
В
этом
стихотворении
заключена
простота и
глубинамудростиПушкина
.
Как
видим
,
Блок
и Ильин
делают
разные
акценты
в
толкова
-
нии
стихотворенияПушкина
«
Пора
,
мой
друг
,
пора
…».
Это
и
ес
-
тественно
:
один
судит
как
поэт
,
другой
как
религиозный фило
-
соф
,
для
одного
на
первом
плане
проблемы
творчества
,
для
дру
-
гого
проблемы
русскойдуховности
,
веры
,
жизнии
смерти
.
В
добавление
к
уже
сказанному
о
стихотворении
«
Пора
,
мой
друг
,
пора
…»
обратим
внимание
на
обращение
,
которым
это
сти
-
хотворение
начинается
.
В
нём
нет
никаких
указаний
на
то
,
что
оно
относится
к
жене
.
Правда
,
Пушкин
нередко
обращение
мой
друг
адресует
в
стихахженщинам
.
Но
ономожет
быть
адресовано
имужчине
. «
Словарь
языкаПушкина
»
указывает
,
что
двукратное
повторение
слова
пора
употребляется
поэтом
в
восклицательных
предложениях
,
выражающих
настойчивое
напоминание
о
прихо
-
де
,
наступлении
какого
-
нибудь
времени
.
Слово
пора
здесь
обре
-
тает
многогранность
значения
,
и
в
этом
слове
возникает
«
бездна
пространства
».
Как
видно
,
даже
самый
краткий
анализ
стихотворения
«
Пора
,
мой
друг
,
пора
…»
показывает
,
что
его
содержание
выходит
дале
-
ко
за
рамки
фактов
биографии
поэта
.
Перед
нами
образец
фило
-
1...,80,81,82,83,84,85,86,87,88,89 91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,...120
Powered by FlippingBook