74
тал
о
заключённом
с
Кларой
браке
,
о
том
,
что
теперь
знает
,
что
такое наслаждение
.
Тётке
,
ухаживавшей
за
ним
,
он
сказал
перед
смертью
: «
Да
разве
ты
не
знаешь
,
что
любовь
сильнее
смерти
?
Смерть
,
смерть
,
где жало
твоё
?
Не
плакать
,
а
радоваться
должно
,
так же
,
как
и
я
радуюсь
!»
Моё
простое
и
несколько
примитивное
изложение
«
стран
-
ных
», «
таинственных
»
произведений
Тургенева
заняло
довольно
много
места
,
но
это
было
необходимо
для
более
полного
психо
-
патологического
анализа
.
И
.
С
.
Тургенев
предстаёт
перед
психиатрическим
взором
как
личность
смозаичным
складом
характера
.
Стержневым
синдромом
является
депрессия
с
ипохондриче
-
скими
ифобическими
переживаниями
,
проходящая
красной
нитью
через
всюжизнь
писателя
;
кроме
того
,
мы
наблюдаем
также
исте
-
роидные
черты
–
актёрство
,
демонстрации
,
фатовство
,
кокетли
-
вость
,
предпочтительно
проявляющиеся
в
дамском
обществе
.
Всё
это
несомненно
.
Но
чтоже
это
за
зрительные
и
слуховые
галлюци
-
нации
,
особенно
преследовавшие
писателя
за
несколько
лет
до
смертиидетальноописанныев
его
«
странных
»
произведениях
.
Ведь
зрительный
галлюциноз
–
это
проявление
никак
не
эн
-
догенного
заболевания
,
а
заболевания
экзогенно
-
органического
.
Вспомнимо
том
,
что
уТургенева
смалых
лет идо
конца
его дней
теменная
область мозга
(
большой
родничок
)
была
закрыта
только
апоневрозом
и
кожей
.
Даже
в
1881
г
.
он
говорит Я
.
Полонскому
:
«
Да
и
какой ждать
от меня
силы
воли
,
когда
до
сих
пор
даже
че
-
репмой
срастись
не мог
.
Не мешало
бымне
завещать
его
вмузей
академии
.
Чего
тут
ждать
,
когда
на
самом
темени
провал
.
При
-
ложи
ладонь
–
и
ты
увидишь
».
А
в
детские
годы
даже
случайное
прикосновение
к
темени
вызывало
обморок
и
конвульсии
.
А
что
это
был
за
приступ
в
12-
летнем
возрасте
,
из
которого
писатель
вышел
обновлённым
,
что
это
были
за
состояния
,
когда
у писателя
во
время
«
актёрства
»
искажалось
лицо
,
подёргивались
лицевые
мышцы
,
рот
вело
набок
и
чуть
ли
не
судороги
взора
появлялись
?
В
.
Белинский
описывает
пароксизмы
– «
припадки
»,
сопровож
-
давшиеся
судорогами
в
груди
,
расчесыванием
тела
до
крови
,
происходящие
на фоне
ясного
сознания
.
Кроме
того
,
описывают
-
ся
приступы
«
мигрени
»,
заставлявшие
писателя
использовать