83
дит
к
этическим
основаниям
проблемы
аборта
.
Обратите
внима
-
ние на два
важных
аспекта
.
Первый
аспект
–
моральный
статус
преэбриона
,
эмбриона
,
плода
–
связан
с
поиском
ответа
на
вопросы
:
прерывается
ли
при
аборте
уже
существующая
человеческая
жизнь
?
Когда
происхо
-
дит
зарождение
жизни
,
и
когда
–
одушевление
?
Можно
отожде
-
ствить
понятия
«
человек
», «
плод
», «
эмбрион
»?
Рассмотрите
ос
-
новные
подходы
(
естественнонаучный
и
гуманитарные
)
к
про
-
блеме
начала
человеческой
жизни
и
раскройте
суть
этико
-
правовойдискуссиио
статусе
эмбриона
.
Поясните
,
в
чем
суть
градуализма
,
социологизма
,
философ
-
ско
-
антропологического
и
психоаналитического
подходо
в
к
оценке
статуса
эмбриона
?
Какова
точка
зрения
религий
? (
см
[2]
в
списке основной
литературы
).
Полезно
обратить
внимание
,
что
философская
и
научная
сложность проблемы
«
начала
»
жизни
теснейшим
образом
связана
с
другой
нерешённой
проблемой
–
с
пониманием
феномена
и
сущности
самой
жизни
.
Жизнь
нового
организма
человека
начи
-
нается
с
момента
слияния
половых
клеток
.
Современная
пара
-
дигма
биологии
базируется
на
совпадении
закономерностей
раз
-
вития
млекопитающих
и
человека
.
Но
уже
сегодня
есть
много
-
численные
примеры
клонированных
млекопитающих
,
рождение
которых
произошло
без
использования
ядер
половых
клеток
.
Из
-
вестны
сообщения
об
экспериментах
,
в
которых
мыши
размно
-
жались
путем
партеногенеза
.
Все
это
указывает
на
ограничен
-
ность
наших
представлений
о
возможностях
жизни
и
вариациях
ее
начала
.
Из
этого
следует
,
как
минимум
,
рекомендация
осто
-
рожности
в
оценкахи
экспериментах
.
Охарактеризуйте
4-
е
основные
моральные
позиции
в
отно
-
шении
ценности
эмбрионов
,
к
которым
сходятся
все
рассмотрен
-
ные
выше подходы
.
Обратите
внимание
,
что
отсутствие
четкого
правового
стату
-
са
связано
с
неопределенностью
решений
данной
проблемы
на
этико
-
философском
уровне
–
сегодня
это
широкое
поле
плохо
разрешимыхморальных противоречий
.
Медики
,
устанавливая
«
критерий
живорожденности
»,
свиде
-
тельствуют
о
рождении
человека
и
,
одновременно
,
предоставля
-
ют
ему
право
умереть
и
,
следовательно
,
быть
похороненным
.
В