62
Нами была выдвинута гипотеза, что у педагогов, ведущих занятия на ан-
глийском языке тип лексической нагрузки влияет на характер мышечных со-
кращений. С целью проверки данной гипотезы основная группа была разделена
на две подгруппы в зависимости от языка преподавания, на котором проводятся
занятия и лингвистических особенностей произношения.
В первую группу вошли педагоги, ведущие занятия на английском языке.
Среди 38 педагогов, использующих вышеперечисленные иностранные языки в
повседневной практике, патологические изменения в мышечном комплексе (ла-
теральные и медиальные крыловидные мышцы, собственно жевательные и
мышцы дна полости рта – в разном сочетании) были выявлены у 36 человек,
что составило - 94, 7%.
Вторую группу сформировали педагоги, ведущие занятия на русском
языке (литература, психология, ботаника, история). Несмотря на высокую рече-
вую нагрузку из 37 обследованных, патологические изменения в собственно
жевательных, медиальных и латеральных крыловидных мышцах и мышцах дна
полости рта мы обнаружили у 54,1 % (табл. 9).
Т а б л и ц а 9 - Распределение патологических проявлений в мышечно-
суставном комплексе в зависимости от языка преподавания
Патологические проявления
в мышечно-суставном комплексе
Хроничес-
кие артриты
(n = 35)
Остеартрозы
(n = 35)
Мышечно-суставные
дисфункции
(n = 82)
Основная
группа
n = 75
Использование
английского языка
(n = 38)
9
(23,7%)
10
(26,3 %)
36
(94,7 %)
Использование
русского языка
(n = 37)
8
(21,7 %)
7
(18,9 %)
20
(54, 1%)
Контрольная
группа
(n = 100)
Использование
русского языка
(n = 56)
18
(18 %)
18
(18 %)
28
(28 %)
Нулевая гипотеза р=0,05
отклонена
отклонена
рринята
Примечание: # - 95% доверительный интервал разницы