9
покойников"). «Нечистыми» называли умерших неестественной смертью: убитых,
самоубийц, утопленников, опойцев (умерших от пьянства), ведьм и колдунов. Злые духи
"трясца", "огнея", "ламея", "желтея","хрипуша" и другие вызывали болезни, действуя через
воздух. Особенно опасным признавалось сильное движение воздуха – буйные и холодные
ветры – это души злых и грешных людей, которые могут нанести живым порчу. Ветры тихие
и теплые – это души добрых людей. Считалось, что южный ветер приносит здоровье.
Упырей боялись, старались обезвредить их с помощью заклинаний и амулетов-оберегов,
умилостивить жертвоприношениями. Так, чтобы не дать мертвецу встать из могилы и
вредить живым, труп пробивали осиновым колом, вбивали зуб от бороны позади ушей. А для
предотвращения засухи, которую насылали нечистые покойники, заливали могилу водой или
выкапывали из нее труп и бросали его в болото.
Второй этап
в развитии славянского язычества отмечен поклонением Роду и рожаницам, а
также формированием семейно-родового культа предков и общинных аграрных культов.
Первыми божествами предков славян в эпоху мезолита и неолита были, видимо,
матриархальные божества охотничьего общества – две
Рожаницы
, две хозяйки мира,
которых сначала представляли в виде двух лосих, а позднее отождествляли с созвездиями
Большой и Малой Медведицы. Охотничьи богини, рождавшие на небе "оленьцов малых",
трансформировались у индоевропейцев в эпоху энеолита в земледельческих рожаниц-
женщин, помогавших рождению урожая хлеба, управлявших небесными силами, дождем.
Позднее, в середине П тыс. до н.э., сложился культ Великой Матери как главной
земледельческой богини , а затем богини всей природы, всего живого.
Праславянских рожаниц звали
Лада и Леля (Лёля, Ляля).
Лада – великая богиня весенне-
летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни. Леля – ее дочь, богиня весны,
расцветающей обновленной природы. В честь Лады пели песни под Новый год и весною на
зеленые святки с 9 марта по 29 июня.
Очень древним земледельческим божеством, восходящим к энеолиту, а может быть, и к
неолиту, следует считать
Макошь
(Мокошь)
– "Мать Урожая", "Мать Судьбы", богиню
жизненных благ и изобилия, олицетворение всей земной природы (Мать – сыра – земля), в
честь которой приносили в жертву иногда даже младенцев. Атрибутом ее был рог изобилия.
Часто на изображениях ее сопровождали русалки. Макошь считалась также
покровительницей женских работ.
В поздней русской ритуальной вышивке богиня земли изображалась как центральная фигура
композиции: на полотенцах для весенних обрядов – с воздетыми к небу руками, как бы
молящая верховное небесное божество о солнце и дожде для засеянного поля; к дням летнего
солнцестояния ("Иван Купала") – в окружении солнечных дисков и с руками, опущенными к
земле, уже произрастившей растения. Образ Макоши сопровождают две рожаницы – Лада и
Леля, стоящие по сторонам богини-матери. Причем, сюжет с женской фигурой, воздевшей к
небу руки, и с птицами по сторонам известен у праславян уже в VII в. до н.э.
На смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах – рожаницах пришло
патриархальное мужское божество
Род
("Рождающий") – величественный бог неба и
вселенной, повелитель мира. Восточнославянский всеобъемлющий и вездесущий бог Род
находился на небе и "вдувал жизнь" во все живое посредством дождевых капель, его идол
имел вид фалла.Верховное божество называли и другими именами:
Сварог
("Небесный"),
Святовит
("Священный Свет"),
Стрибог
("Отец-бог").
Род и рожаницы стали дополнять друг друга. Создавалось новое распределение функций:
небом и миром управляло мужское божество, а землей, природой, плодородием – женские.
Отражением могущественной силы Верховного божества являлись различные боги и божки,
наделенные также большой силой и властью, но олицетворяющие только отдельные силы
природы или стороны человеческой жизнедеятельности.