Стр. 8 - 2

Упрощенная HTML-версия

8
– магия – вера в возможность повлиять на окружающую действительность через некие
таинственные силы.
В развитии языческих представлений можно выделить несколько этапов, которые
накладываются один на другой, продолжая сосуществовать. Для
первого, наиболее
архаичного пласта
характерно одухотворение природы, почитание воды, земли, огня,
воздуха, растений и некоторых животных, вера в добрых и злых духов – берегинь и упырей.
Особо почитались три великие стихии:
огонь, вода и земля
.
Священным небесным огнем
признавалась молния, а поражение ею – Божьим наказанием. Великую очистительную силу
имел вытертый из дерева "живой огонь", который использовали в борьбе с массовыми
болезнями людей и домашних животных, а также для разжигания ритуальных костров во
время общинных празднеств.
Водную стихию обоготворяли как порождающее начало жизни, оплодотворяющее землю.
Родники – "прощи" – почитались как хранители и раздаватели таинственных целебных сил,
дающие прощение и отпущение болезней.
Земля почиталась как всеобщий источник жизни, называлась почтительно "мать –
сыра земля" и являлась воплощением святой чистоты. Земле приносили жертвы, ею клялись,
перед ней каялись в грехах. Она кормила, хранила от бед и напастей живых и принимала в
свое материнское лоно мертвых, за исключением нечистых покойников, кости которых или
гробы выбрасывала вон. Обладавшие чарами земля, вода и огонь играли существенную роль
в гаданиях.
Славяне также чтили освященные пущи и рощи (жилища богов), старые большие деревья и
деревья с дуплами и со стволами причудливой формы, огромные камни и горы, камни с
отпечатками человеческой ступни и т.п. Им поклонялись и приносили жертвы.
Вся природа, по представлениям древних славян, была населена духами: духи леса – леший,
лешук, пущевик, бесы, черти, лихо одноглазое, чудо-юдо, Морозко (олицетворение
опасности заблудиться, враждебности к дремучему лесу, у которого люди отвоевывали
землю под пашню); духи водной стихии – водяной, русалки, моряны (олицетворение
опасности утонуть); полевые духи – полудница (олицетворение опасности солнечного удара),
полевик, межевчик, луговик, крылатая собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или
порчи урожая). Все эти духи были добрыми хранителями человека, благополучия разных
мест и видов природы –
берегинями.
Берегини заботились о человеке и дома: домовой,
кутный бог, дрема (дух сна), баюнок (сказочник), лень, банник (дух бани), кикимора (дух
неспокойных снов) и другие. Позднее одни из них приобрели собственные имена (Дид, Баба
– как прародители, пращуры), а другие – нарицательные (русалки, лешие и др.).
Древнейшими видами берегинь были:
– птицы с женским лицом: сладкозвучная Сирин, возрождающаяся из пепла птица Феникс,
мать всем птицам Стратим, Жар-птица, девушки-лебедушки и т.д.;
– химеры (мифические полуживотные-полулюди): Полкан – полуконь, Конек-горбунок,
Сивка-бурка и т.д.;
– Чур (щур) – божество границ, защитник права собственности.
При раскопках в Новгороде найдены во множестве небольшие деревянные фигурки домовых
– "чурки", которые хранились в домах как защитники семьи.
В дальнейшем большинство берегинь утратило свое первоначальное значение. Особенно это
было характерно для периода насаждения христианства, когда всем языческим богам и духам
придавались злые черты и намерения. Так, например, древнейшая берегиня Баба Яга (ящур –
пращур – Яшка – Яга) изначально была заботливой хранительницей рода, традиций и дома, а
потом превратилась в страшного, злобного демона.
К
злым духам
относились упыри – вампиры, оживающие мертвецы, оборотни, навьи
(неприкаянные души умерших на чужбине, не погребенных по обычаям предков, "нечистых