Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

10
В протославянские неолитическо-охотнические времена зародился культ
Велеса (Волоса).
Предполагают, что Велес потеснил культ лосих-рожаниц и стал хозяином леса, божеством
охотничьей добычи, выступавшим в обличье медведя. При переходе к скотоводству
повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья,
стал "скотьим богом" и получил обличье быка-тура. С возрастанием земледелия архаичная
связь Велеса с убитым зверем стала осмысливаться шире – как с миром мертвых вообще.
Интересно, что в XIX в. у русских крестьян был обычай жертвовать "Волосу на бородку"
последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве, чтобы задобрить предков,
покоящихся в земле и помогающих ее плодородию. Здесь Велес предстает как божество,
связанное с плодородием почвы. В средневековье Велес представлялся бородатым мужчиной
с огромным турьим рогом ("рогом изобилия") в руке и почитался как бог богатства,
покровитель земледельческо-скотоводческого хозяйства. Моления этому божеству
устраивались в "велесовы дни" 2 или 6 января, на масленицу, в первый выгон скота на
пастбище, в последний день жатвы.
Группу божеств, связанных с плодородием, вместе с Родом и Велесом составил
Ярило-
Яровит
– умирающий и воскрешающий бог плодородия, весенней "ярой" плодоносящей
силы. Весной ему поклонялись, а 4 июня, в "Ярилин день", хоронили его чучело, когда хлеб
начинал колоситься и божья "ярость" была уже не нужна. Вероятное время появления культа
Ярилы – первая половина I тыс. н.э.
Древнейшим является культ
Перуна
.
Как бог грозы, молнии и грома он почитался у многих
индоевропейских племен. В протославянскую эпоху возник культ Перуна-Громовержца,
грозного божества первых племенных дружин, конных пастухов-воителей. Перуну
посвящался один день недели – четверг. Славяне верили, что делу, начатому в четверг, сулит
удача. В Перунов день 20 июля богу приносили в жертву быка или петуха.
В скифский период (середина I тыс. до н.э.) у праславян-сколотов появилось несколько богов
с иранскими именами: Стрибог, Дажьбог, Хорс и Семаргл.
Стрибог
– бог-отец, бог неба, дед
ветров, одно из имен-эпитетов главного всеобъемлющего божества.
Дажьбог
(Солнце, сын Сварогов) – древнее божество природы, солнечности, "белого света",
податель благ, связан с сезонным солнечным теплом, временем вызревания урожая. Автор
"Слова о полку Игореве" называет русский народ "Дажьбоговыми внуками", поскольку наши
предки думали, что их родословная происходит от богов.
Хорс
– бог солнца-светила, вероятно, дополняющий образ Дажьбога-Солнца (солнце –
признак Белого Света).
Семаргл
– священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, посредник между
верховным божеством неба и землей, могучий защитник добра.
Таким образом, к VI в. славяне имели пантеон богов и были близки к монотеизму, но
элементы единобожия сливались с многобожием и духами.
Один из древнейших культов славян –
почитание предков
– тесно связан с погребальным
культом. Погребальные обычаи были сложными и разнообразными и соответствовали
переменам в осознании картины мира древним человеком.
Резкий перелом в мировоззрении праславян произошел в середине П тыс. до н.э., когда
погребение скорченных трупов в земле заменяется сначала на вытянутое положение
покойника, а затем его сожжением и захоронением праха.
Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в чреве матери. Родные готовили
умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению. Идея реинкарнации
основывалась на представлении о душе, которая, отделившись от мертвого тела, продолжала
находиться где-то поблизости. Скорченность трупов как массовое явление сохранилось до
рубежа бронзового и железного веков. При новой форме погребения, когда покойника
хоронили в вытянутом положении, он "спал" и не готовился ко второму рождению. Душа его