11
уходила в мир мертвых – подземное царство. Древние славяне не различали ада и рая, а
верили в единый загробный мир. Только в позднем язычестве, незадолго до принятия
христианства, возникло представление о рае как о красивом зеленом саде, в который
неизбежно попадают все умершие (в отличие от христианского рая, место в котором нужно
заслужить добрыми делами).
Идея культа предков имела определенную практическую направленность. Захоронение в
земле могло означать, что мертвые сородичи охраняют земельные угодья племени и
способствуют рождающей силе земли.
Появление кремации связано с возросшей ролью небесной влаги в период развития
земледелия. Души предков теперь стали переселять на небо, куда они попадали вместе с
дымом погребального костра и, очевидно, содействовали орошению земли потомков.
Сожженный же прах хоронили в земле, воздействуя на нее, как при простой ингумации
(захоронении). Как видим, обряд кремации был и торжественнее ингумации, и более значим
практически, но в действительности сосуществовали обе формы, пока на рубеже X–XI вв. не
перешли к захоронению трупов.
В скифские времена праславяне делали над захоронением курганные насыпи. К этому же
обычаю обратились в VI–IX вв. в северо-восточной зоне проникновения славян в финно-
угорскую среду. Кривичи делали длинные курганы (могилы) до 60 м при ширине 8–12 м –
настоящие родовые усыпальницы по 20 и более захоронений праха. Новгородские словене
хоронили под огромными высокими сопками в 10 и более метров, с многократной подсыпкой
в течение двух-трех поколений. Задачей кургана было укрыть и уберечь прах предков от
опасности разорения инородцами.
Насыпка полусферических курганов, видимо, отражает представления славян о трех
горизонтальных ярусах Вселенной: курган – средний, земной ярус; над курганом находится
небо, верхний мир, а под курганом – подземный мир мертвых.
Начиная со II–IV вв. славяне часто строили надмогильные деревянные домовины – срубики
(1,5 х 2 м) с двускатной крышей, что связано с идеей посмертной жизни.
С умершими всегда клали разные вещи, продукты, а при погребении знатных убивали коня, а
иногда раба, наложницу или даже жену умершего.
По поверьям восточных славян все покойники делились на две категории: чистые и
нечистые. О нечистых покойниках мы уже говорили, они не имели ничего общего с культом
предков. Чистые покойники – это умершие естественной смертью, от болезни или по
старости, причем независимо от возраста и пола их называли родителями и видели в них
покровителей семьи. Ежегодно им устраивали общественные поминки с разведением
костров, к которым приходили греться души. Предков оплакивали, молили их о сохранности
дома, о целости скотины, о здоровье людей, об урожае и о семейном благополучии вообще.
Пережитки семейно-родового культа почитания предков – "родителей" сохранились до
наших дней. Русские люди поминают родителей в определенные дни года, особенно в
"родительскую субботу" (перед масленицей и троицей), на радуницу (послепасхальная
неделя).
Вместе с семейно-родовым культом предков у славян формировались
общественные
культы, связанные с земледелием
.
Аграрная магия стала главным стержнем языческой
религии. Моления об урожае, различные заклинательные действия, обращение к силам
природы и к духам производились не только в доме или внутри поселка, но и на природе: на
лугу за околицей, в священных рощах, у святых озер, у возделанной нивы. Годовой
языческий цикл молений складывался из сезонных аграрных обрядов, часть которых
впоследствии была приурочена к христианским праздникам:
2 мая – день молодых всходов;
4 июня – день Ярилы, праздник молодого деревца, плодоносящих сил земли (семик);