12
24 июня – Купала, день солнцеворота;
12 июля – день отбора жертв Перуну;
20 июля – Перунов день;
24 июля – начало жатвы;
7 августа – праздник урожая, окончания жатвы;
9 сентября – день Рода и рожаниц.
Помимо сезонных праздников аграрная магия присутствовала и в другое время года: в
зимние святки с колядой, на масленицу и т.д. Общественные магические действия
производили языческие жрецы – волхвы – волшебники – профессиональные исполнители
культа.
Местами языческого культа были
святилища
под открытым небом. Они представляли собой
круглые или сложные по очертаниям земляные и деревянные сооружения на возвышенных
местах или насыпях, окруженные валами или рвами. Во внутреннем кругу стояли каменные
или деревянные идолы, горел жертвенник и приносились жертвы. Это именовалось
"капищем". Внешний круг предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и
назывался "требищем".
На
третьем этапе
развития русско-славянской языческой религии начали поклоняться
Перуну
,
выдвинувшемуся на первое место в условиях военных походов на Балканы в VI в. и в
процессе создания Киевского государства IX–X вв. Перун-Громовержец стал богом
княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов, оружия, войн. В договорах
Х в. с греками русские князья клялись двумя богами: Перуном и "скотьим богом" Велесом,
ставшим богом богатства и торговли.
С возникновением языческого государства культ древних богов стал уже не только средством
воздействия на духов природы, но и на народ. В целях религиозно-идеологического
подкрепления государственности и власти киевских князей юный Владимир проводит около
980 г.
языческую реформу
. Это была попытка создания общегосударственного пантеона и
государственного культа. По словам летописца, Владимир собрал на холме у княжеского
двора кумиров шести богов и велел молиться им и приносить жертвы. Во главе пантеона
стоял Перун – начальнейший и первостатейный бог, понимаемый, видимо, не просто как
первый из богов, но как заместитель всех богов. Стан его был вырезан из дерева, голову имел
серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень, украшенный
рубинами и карбункулом. Под ним постоянно горел огонь. В Киеве и Новгороде были его
храмы. В жертву Перуну приносили волов и пленников.
В пантеон вошли также древние божества неба, земли и "белого света" – Стрибог, Макошь и
Дажьбог, и божества дополнительного характера: Хорс, дополняющий Дажьбога, и Семаргл,
дополняющий Макошь. В литературе существуют различные толкования по поводу подбора
богов. Можно согласиться с академиком Б.Рыбаковым, который видит здесь обдуманную
теологическую систему жречества, противопоставленную христианству: Бог-отец – Стрибог,
Бог-сын – Дажьбог (с прибогом Хорсом) и Матерь Божья – Макошь. Крылатый Семаргл
может быть сопоставим с ангелами. В пантеон не вошли широко почитаемые на Руси, но
недостаточно благопристойные боги: Род, изображавшийся в виде фаллоса, и Велес,
связанный с разгульными карнавалами звериных масок в дни зимних святок. В целом,
княжеский пантеон вполне мог способствовать ведению богословских споров волхвов с
христианами.
О
волхвах
следует сказать особо. Управлять религиозной жизнью было непросто.
Деревенские знахари и колдуны лечили людей , заговаривали скот, оберегали от эпидемий,
предсказывали будущее. Но кроме того, в составе племенной знати были жрецы –
руководители языческих обрядов и жертвоприношений, создатели и хранители кощун-
мифов, текстов молений и песнопений, точных сроков молений о дожде, заклинательной