13
символики, знаний о сущности божеств, внешнем облике идолов. На этапе государственного
образования славянское жречество формировалось как иерархически организованная
общественная группа, имевшая сильное влияние в Киевской Руси.
Волхвы, очевидно, стояли у истоков русского летописания Х в. Языческий характер,
например, носит сказание об исполнении жреческого пророчества смерти Олега от его
собственного коня, а также сказ о мудрой Ольге, с восхищением описывающий жестокую
месть древлянам.
С волхвами связано и развитие
представлений о мироздании
. Древний славянский образ
мира восходит к индоевропейским временам и довольно расплывчат. Считалось, что земля
плоская, она либо плавает в воде, либо стоит на четырех быках. У нее есть край, но дойти дол
него мало кому удавалось и оттуда не было возврата. Небо сравнивали с натянутой над
землей бычьей шкурой, большой крышкой и т.п. На нем подвешивались или вели свой путь
солнце, луна и звезды. Небес было много – до семи. Солнце каждые сутки окуналось в море
или уходило за край земли немного остыть. Дождевые тучи воспринимались как небесные
стада крупного рогатого скота, облака – молочные коровы, дождь – небесное молоко, а также
семя, оплодотворяющее землю (отсюда отождествление неба с отцом, а земли с матерью).
В народной традиции прочно закрепилось несколько иное представление, уходящее корнями
в бронзовый век. По этой версии мир состоял из четырех частей: земли, двух небес и
подземно-водной зоны. "Мать-сыра земля" насыщена влагой, питает корни растений.
Олицетворяла плодоносящую землю богиня Макошь.
Небо делилось на два яруса: "верхнее небо" с запасами дождевой воды ("хляби небесные"),
которыми распоряжалось высшее божество (Стрибог, Сварог, Род), "среднее небо" –
воздушное пространство, по которому двигались Солнце и Луна – царство Дажьбога. Между
ними располагался гигантский прозрачный купол "тверди небесной", раскрывавшийся по
велению Бога и пропускавший дождь к земле. Дождь со времен энеолита уподоблялся
потокам молока Матери-богини, а дождевые капли и в средневековом русском языке
назывались грудами. Солнце совершало свой дневной путь по небу на конях, а ночью
переплывало по подземному океану на утках (лебедях) или в пасти ящера – хозяина "нижнего
мира".
С помощью определенных знаков вся эта картина мира представлена в
магических
орнаментах
вышивки на одежде, головных уборах и полотенцах, так же как и на фибулах,
женских украшениях и на деревянной резьбе, которую делали на домах, домашней утвари и
посуде. Магический орнамент – это защита от злых духов себя и своих родных, своего
маленького мира – микрокосма при помощи макрокосма, символов "белого света" – неба и
земли. В одежде охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол,
разрезы, через которые губительные силы могли проникнуть к человеку. Сама ткань
считалась уже заколдованной во время ее изготовления, так как трепало, пралка, ткацкий
стан были обильно снабжены магическим орнаментом.
В народной архитектуре защитные элементы располагались на воротах, кровле, наличниках
окон. На щипце крыши помещали священное изображение коня, или оленьей головы с
рогами, или богини с воздетыми к небу руками и птицами по сторонам, или солнца. На
причелинах домовых кровель представлена цельная система символов "верхнего" и
"среднего" неба: по верхней части шла зигзаговая или волнистая линия (знак "хлябей
небесных"), несколько линий подчеркивали глубину запасов воды; по нижнему краю
причелин, как правило, изображали ряд парных полукругов-груд (символ груди небесной
богини, орошавшей землю). Ниже небес на досках-"полотенцах", спускавшихся от причелин
вниз, размещались солярные знаки, показывавшие дневной путь солнца. Отмечено несколько
типов солнечных знаков: круг с 6 радиусами ("громовой знак" или "колесо Юпитера"), круг с