Стр. 80 - 2

Упрощенная HTML-версия

80
придвинутые подножия, красочное пятно ангельских одежд и очерк их крыльев). Плавные
закруглённые линии чередовались с прямыми и диагонально направленными, что создавало
богатство ритмов. Очерчивая силуэт, линии выражали движение и объём.
Но самое замечательное в иконе, её душа – это колорит. Художник добился
тончайшей гармонии красок. Вот как об этом писал Игорь Грабарь: «Построенная на
сочетании лёгких оттенков розово-сиреневых (одежда левого ангела), серебристо-сизых, тона
зеленеющей ржи (гиматий правого ангела), золотисто-жёлтых (крылья, седалища), цветовая
гамма Троицы неожиданно повышается до степени ярчайших голубых ударов, брошенных с
бесподобным художественным тактом и чувством меры на гиматий центральной фигуры,
несколько менее ярко на хитон правого ангела, ещё слабее на хитон левого ангела и совсем
светло, нежно-голубыми, небесного цвета, переливами – на «подпапортки» ангельских
крыльев»
83
. Пользуясь техникой плави, Рублёв создавал новый цвет, смело накладывая друг
на друга краски разного цвета. Он умел создавать чистые и прозрачные краски, которые
подчёркивали бесплотность и одухотворённость ангелов. Его нежные, стройные, лёгкие
ангелы – самые поэтические образы древнерусского искусства.
Немалую роль в иконе играли моменты символического порядка. Круг, в который
вписана Троица, – символ Бога, единства, вечности. Тела боковых ангелов образовали
фигуру, напоминающую чашу, в которой оказался центральный ангел, словно агнец. Дерево
знаменовало древо жизни, древо вечности; палаты – символ домостроительства, а гора –
образ «восхищения духа». Иносказание расширяло значение каждого изображения,
придавало ему общечеловеческий смысл. Сама икона – символ совершенства, гармонии,
чистоты, святости. Так богословская символика перерастала в символ человеческой любви и
дружбы.
Созерцание Троицы давало человеку радость обретения душевного равновесия,
тишины и умиротворенности. Рублевская «Троица» – классика русского исихазма.
Андрей Рублев привнес в русскую культуру новый идеал искусства – идеал
человеколюбия и жизни в согласии.
Стиль Рублева складывался из соединения традиций русской классики XI–XII вв.
(«своей античности»), палеологовской классики и общеевропейской предвозрожденческой
эстетики, которые преломлялись через гуманистическое умонастроение художника. Его
творчество оказало огромное влияние на современников и последователей, однако
рублевской глубины в русской иконе больше не было.
Самым крупным мастером рублевского направления, завершившим эпоху расцвета
иконописи, стал
Дионисий
(около 1440 г. – после 1503 г.). Но он творил в другую эпоху. В
1453 г. под турками пал Константинополь. В 1480 г. Русь окончательно сбросила с себя
татарское иго. Раздробленная Русь превращалась в централизованное Русское государство.
Усиливалась борьба с инакомыслием, союз царской и церковной властей вел к объединению
духовной жизни. Культовое искусство было призвано выражать величие Московской
державы. Оно становилось праздничным и торжественным, приобретало все более тонкую
художественную выразительность, но было лишено смелых новшеств, больше склонялось к
подражанию старым образцам.
Творчество Дионисия оказалось в большей степени связано с официальной
идеологией государства и Церкви. Дионисий, «подобно Рублеву, стремился к воплощению
«неземной красоты», к изображению в образах святых таких людей, весь облик которых звал
бы к очищению и нравственному совершенствованию,… оказывал предпочтение состоянию
внутренней сосредоточенности,… передавал… силу мудрости, добротолюбие, смирение»
84
.
83
Грабарь Игорь. Андрей Рублёв.- М., 1926.// Троица Андрея Рублёва. Антология.- С.77.
84
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1980.- С.40.