Стр. 79 - 2

Упрощенная HTML-версия

79
соединились величие и простота, сила и кротость, непреклонность и мягкость, задумчивость
и открытость, лёгкая печаль и любовь. По выражению М.А.Ильина, Рублёв «очеловечил
божество». Он создал высокий образец «совершенного человека», прекрасного лицом и
душой.
Лик Спаса Рублёв написал по-новому, мягкими светлыми тонами, без движков. Он
использовал технику плави, где тона накладывались в несколько слоёв: снизу – более яркие,
сверху – прозрачные, светлые; причём нижние слои просвечивали сквозь верхние, создавая
ощущение глубокой одухотворённости, просветлённости. Золотое неяркое свечение тела
Спаса – это божественный свет, устремлённый к сердцам людей.
С полной силой дарование мастера проявилось в иконе «Троица», в которой была
дана новая концепция канонического сюжета. До Рублёва Троицу изображали двояко:
1.
Явление Аврааму Бога в сопровождении двух ангелов (то же у Феофана Грека),
2. Три ангела с крещатыми нимбами, представлявшие в равной степени Христа.
Эти Троицы не могли в полной мере передать сложный троичный догмат. Рублёву
же удалось найти такие художественные средства, с помощью которых он с поразительной
точностью воплотил главный догмат христианства. Академик Б.В.Раушенбах смог доказать
это, опираясь на приёмы формальной логики и свойства математического объекта – вектора.
На иконе представлены все качества, которыми обладала Троица по учению Церкви:
1. Триединость
(изображены три Лица с одинаковыми нимбами)
79
,
2. Единосущность
(каждое лицо являелось Богом: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой
Дух; они однотипны);
3. Нераздельность
(жертвенная чаша объединяла всех трёх, жесты рук направлены
к ней);
4. Соприсносущность
(Троица могла существовать лишь вместе и всегда –
ощущение вечности передано через спокойную безмолвную беседу ангелов, длящуюся
бесконечно);
5. Специфичность
(Лица на иконе не различны, но различаемы по одеяниям, позам,
жестам);
6. Взаимодействие
(показано в виде безмолвной беседы);
7. Святость
(подчёркнута нимбами, образами ангелов, а также горой);
8. Живоначальность
(передана условным изображением «древа жизни» за спиной
среднего ангела)
80
.
Однако содержание иконы не ограничено воплощением догмата, оно гораздо шире.
Оно отражало идеалы эпохи и просветительской деятельности Сергия Радонежского, в
память которого икона и была написана. Она представляла собой «как бы целый
философский трактат взглядов на жизнь и поведение человека, воплощённый в образах и
красках»
81
. Рублёвские ангелы явились на землю «для того, чтобы дать людям пример
дружеского согласия и самопожертвования»
82
, добра и любви. Они призывали русских князей
понять и простить друг друга, и общими усилиями сломить векового врага. Таким образом,
богословская идея единства Троицы сливалась с жизненно важной идеей спасения Руси через
её единение. Этой основной теме подчинены и композиция, и ритмы линий, и цвет.
Лейтмотивом всей композиции выступал мотив круга (наклоны голов, горы, дерева,
79
В литературе существуют разные толкования по поводу персонификации ангелов (Отец, Сын или Святой
Дух). Но, возможно, Рублёв сознательно не показал чётких признаков каждой ипостаси, исходя из
догматических соображений.
80
См.: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – С.297-313; Он же. Логика троичности.//
Вопросы философии.-1993.- №3.- С.62-70.
81
Ильин М.А. Указ.соч.- С.90.
82
Алпатов М.А. Андрей Рублёв.- М., 1972// Троица Андрея Рублёва. Антология.-М., 1989.- С.115.