Стр. 78 - 2

Упрощенная HTML-версия

78
служить им. Глаза ангела не прописаны, в них горел огонь. Строгое, сосредоточенное лицо
передавало внутреннюю собранность и силу Христа – мужественного защитника рода
людского, идущего на крест во искупление его грехов. Но как напоминает этот образ героя-
воина, мужественного освободителя земли русской!
Для создания своих ярких образов Феофан Грек использовал довольно простые
художественные средства. Живопись его почти монохромна (одноцветна), красно-
коричневых и желтых охр, оттенки которых давали необычайно красочное многообразие,
вызывали ощущение как бы вибрирующей поверхности. Фигуры святых он расчерчивал
энергичными белыми (или голубыми, серыми, красными) мазками – бликами, пробелами,
движками, которые выполняли у него сразу несколько функций: 1) символизировали
божественный фаворский свет; 2) лепили форму; 3) усиливали экспрессию образа, создавали
нужные эмоциональные оттенки. Манера письма мастера резкая, стремительная, сильная, он
любил размашистые линии, полные динамизма формы, свободные композиционные
построения.
В 1395 г. Феофан Грек переехал в Москву, где руководил работами по росписи
церквей и теремов Московского Кремля. В том числе он вместе с Прохором с Городца и
Андреем Рублевым расписал в 1405 г. Благовещенский собор (сохранился иконостас). Под
воздействием русских мастеров и гуманистических идей, прежде всего Сергия Радонежского,
искусство Феофана приобрело новые черты. На смену утверждению сильной духом личности
пришла, правда еще суровая, но все же успокоенность, сдержанность, величавая
торжественность, искреннее отношение к человеку. Благовещенский иконостас представлял
«мир, исполненный классической гармонии и завораживающей красоты. Этот идеал
ориентирован не на отказ от мира, но на жизнь в мире… Телесное в образах Деисуса не
просто очищено и преображено, на нем лежит отблеск небесной чистоты и блаженства»
77
,
что соответствовало распространившимся на рубеже веков представлениям о гармонии души
и тела.
Многие русские иконописцы испытали влияние мудреца и отменного живописца
Феофана Грека – первого изографа русского Предвозрождения. Однако настоящим образцом
для подражания на долгие годы стало творчество другого великого мастера – Андрея
Рублёва.
Андрей Рублёв
(60-е гг. XIV в. – 1427 г.) был прежде всего монахом, прошедшим
школу уединённой молитвы, послушания и смирения. На его мировоззрение оказали влияние
и Сергий Радонежский, и атмосфера первых побед над Ордой, и возросший в обществе
интерес к личности. Отсюда глубокий гуманизм, высокий идеал человечности в его
творчестве. С именем Рублёва связан второй этап Предвозрождения, «Золотой век» русской
иконы. Его творения отличала глубина и одухотворённость человеческих образов,
уравновешенность и спокойное состояние духа, гармония и согласие, мудрость и
благородство, совершенная любовь, изгоняющая страх и преобразующая мир. Ему первому
удалось особенно ярко выразить национальные черты: не только русский тип лица, но и
склад характера. Абсолютным выражением духа нации стал знаменитый «Спас» из
Звенигородского чина. По выражению Н.А.Дёминой, – это «воплощение типично русской
благообразности… Самое значительное в этом новом облике взгляд. Он направлен прямо на
зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему, в нём чувствуется желание
вникнуть в душу человека и понять его. … взгляд ясный, открытый, благожелательный.
Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет достаточно душевных сил
и энергии, чтобы отдать себя на поддержку тем, кто в этом нуждается»
78
. В лике Христа
77
Колпакова Г.С. Указ.соч.- С.168.
78
Цит. по: Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.- С.102.